Творческая работа "Фольклорные мотивы в творчестве Василия Парникова (Сэксэя)"

Разделы: МХК и ИЗО


Введение

Пути в искусстве у всех разные. У одного - это ровная дорога, где все складывается последовательно, у других - путь тернистый и неровный, идущий через преодоления многих преград. Нередко бывает так, что именно второй путь ближе к цели, и он приводит к высоким результатам в искусстве. Талант, преданность своей родной культуре и традициям здесь неизменные помощники. Пример тому - творчество Василия Парникова.

Целью данной работы является описание творчества художника, работы которого не раз демонстрировались нашим городским краеведческим музеем. Парников Василий Семенович – Сэксэй, заслуженный деятель искусств Республики Саха, график. Известен своими работами не только в Республике Саха, но и в России. Работы С.Парникова хранятся в Национальном художественном музее РС(Я), художественных галереях и частных коллекциях России и за рубежом.

Данная работа имеет практическое значение и пополнение материала краеведческого музея нашего наслега, организация и проведение классных часов в школах, посвященных творчеству художника Василия Парникова.

Целью исследования является изучение фольклорного мотива в творчестве графика Парникова В. С. - Сэксэя.

Задачи:

  1. Проанализировать доступную научно-популярную литературу, содержащую сведенья о В. Парникове и его творчестве;
  2. Познакомиться с его творчеством;
  3. Выяснить основные этапы жизни и творчества Василия Парникова.
  4. Донести данную информацию учащимся школы, жителям наслега и улуса.

Объект исследования: творчество графика, плакатиста, иллюстратора Парникова В.С.- Сэксэя.

Предмет исследования: фольклорные мотивы в творческой деятельности Парникова В.С. – Сэксэя.

Практическая значимость: работа может быть использована при дальнейшем изучении творчества и в выделении особенности техники выполнения работы Сэксэя. Данную работу я бы рекомендовала для широкого ознакомления и пропаганды творчества нашего земляка художника В.Парникова –Сэксэя, так как нынешнее поколение Кобяконского наслега не осведомлено о жизни и творчестве художника.

Глава 1. Жизненный путь художника. Биография В.С. Парникова – Сэксэя.

Художник родился в 1935 г. в Кобяконском наслеге Намского улуса. Свое призвание Парников нашел довольно рано: после окончания восьмилетки в школе небольшого села Хамагатта Намского района 16-летний юноша едет в Ригу и поступает в художественно –ремесленное училище полиграфистов. Выбор профессии произошел случайно – в то время Василий не имел представления о ней, но в годы учебы понял и полюбил типографское дело. Поскольку он с детства хорошо рисовал, его сразу привлекло искусство книжного оформления. В 1955 г. окончил Рижское художественно-ремесленное училище. Из училища вышел с профессией наборщика и с 20 лет начал трудовую деятельность в Якутской республиканской типографии. В эти годы он стал много рисовать, пишет акварели, а в 1975 году даже принимает участие в республиканской художественной выставке. В 1967 г. Поступил в факультет художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института. Творческую жизнь начал с жанра плаката, которая принесла первую известность Парникову. Уже в год окончания института в 1967 году он участвует в Международной выставке книги, состоявшейся в Москве, двумя плакатами – «Ленин. Декрет о мире» и «Уруй –айхал!». После института работал художественным редактором в Якутском книжном издательстве. Он не оставляет творчество, создает плакаты на актуальные темы об охране окружающей среды. Особенно удачен плакат «Берегите природу!». Этот плакат был признан одним из лучших на всероссийском конкурсе политического плаката.

Наряду с оформлением книги работал в области промграфики, затем перешел к станковой графике. С 1970 г. член Союза художников, участник многих художественных выставок, прошедших в республике, крупных всероссийских и всесоюзных выставок и экспозиций за рубежом. Работы С. Парникова экспонировались на всероссийских, всесоюзных, зарубежных выставках (Канада – 1967, Венгрия – 1970, ГДР -1978,ЧССР – 1975,Румыния – 1984,Монголия – 1985,Япония – 1986) на международном выставке «Арт –Арктика» (1993, 1994),Швейцария (1994),США (1994). Персональные выставки состоялись в 1985,1995,2001 годах в Якутске. В 1992 году прошла выставка произведений графиков Якутии (Э.Сивцев, В.Парников, М.Рахлеев) в Москве,19994 году – групповая выставка якутских художников в США.

Был награжден медалью ВДНХ СССР, дипломами СХ СССР, орденом «Знак Почета», Почетной грамотой Верховного Совета ЯАССР, дипломами СХ СССР.

Сэксэй Парников с его истинно творческой натурой и счастливым даром непринужденного человеческого общения пользовался большой симпатией и уважением крупных профессионалов. В числе них, например, доктор искусствоведения, востоковед Б.В. Веймарн, переводчик "Нюргун Боотура Стремительного" и эпосов других народов. Владимир Державин, с которым наш художник непосредственно общался, когда работал над оформлением олонхо, и график, академик Российской Академии художеств Борис Успенский.

Сэксэй... Хорошее имя-псевдоним выбрал себе Парников. Емкий смысл и колоритное якутское звучание этого имени сродни были ему, маленькому ростом, пытливому и привычно легкому на подъем. Псевдоним ему нравился, и он достойно его носил. При этом утверждал: у каждого человека его национальное имя - признак уважения духовной традиции собственного народа, так же, как любовь к вскормившей и взрастившей тебя родной земле, родному краю.

Умер 12 октября 2000 года в Якутске.

Глава 2. Творчество В.С.Парникова – Сэксэя

Парников начал творческий путь с плаката. Фотомонтажные, рисованные его плакаты оригинальны по замыслу, характерна высокая культура графического исполнения. Особенно удачен плакат «Берегите природу!» (Рисунок 1), где цветущий земной шар, нежные ростки дерева и ребенок становятся символами жизни и красоты. Этот плакат был признан одним из лучших на всероссийском конкурсе политического плаката. Постепенно Василий Парников становится известным плакатистом среди художников Российской Федерации, многие его работы отмечаются премиями на различных конкурсах. Искусство станкового плаката, в чем Сэксэй Парников заслужил известность на крупных выставках страны, трансформировалось в ныне престижное направление - компьютерную графику и дизайн, в котором преуспел его сын Бэргэн.

Он внес большой вклад в становление и развитие полиграфического дела в Якутии. Наряду с оформлением различных изданий, работал во многих видах графического дизайна, был авторам эмблем, значков, афиш, плакатов, которые отличались изобретательностью и высокой культурой исполнения. Парников – один из авторов герба Республики Саха (Якутия), в центре которого изображен древний всадник со знаменем с Ленских наскальных писаниц в обрамлении национального орнамента и надписей.

Как художник-иллюстратор он достиг совершенства при оформлении книг. Одной из ранних работ художника, в соавторстве с А.П. Мунхаловым, в книжной графике является «Букварь» для якутских школ с яркими цветными иллюстрациями. Букварь также отмечен премией Всероссийского конкурса книги. Им были выполнены макет и внешнее оформление олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" (1975), переведенного на русский язык В.Державиным. Одним из лучших работ в этой области являются иллюстрации к роману Эрилик Эристина «Марыкчанские парни» (1983).

Но более всего он любил иллюстрировать книги для детей. Книги для детей, оформленные Парниковым, разные. Это и сказки Ганса _Христиана Андерсена, и рассказы якутских авторов, как например, И.Сосина «Рассказы Захара Сахсахана», рассказам «Упрямая лампа», А.Кривошапкина «Внуки потомственных охотников», учебник «Родная речь» для якутских школ. А также он сделал книжные иллюстрации к "Якутским сказкам" и другим произведениям якутских и зарубежных авторов (Рисунок 1.2).

Станковая графика занимает особое место в творчестве художника. Ранние работы относятся к историко-революционной тематике. В станковой графике, к которой Парников обратился в семидесятые годы, выработал свой неповторимый, оригинальный

язык, опирающийся на художественное мировосприятие народа, воплощенное в орнаментике, сюжетных рисунках на бересте, резной кости – и традициях искусства Востока. Используя графические возможности литографии, Парников увлеченно разрабатывал мотивы, связанные с традиционной народной культурой ("Богатырь среднего мира", "Удаган", "Оседлавший серого скакуна...", "Якутская лошадь").

Широкая эрудиция и художественный такт Сэксэя Парникова позволили ему наравне с освоением художественного наследия родного народа перейти к внимательному изучению общетюркских традиций и традиций классического искусства восточных стран. В этом смысле им тоже достигнуты определенные успехи. «У коновязи»( 1970) - опираясь на символику образа коня в якутской традиции, график покрывает сплошь весь лист цветочным орнаментальным мотивом, напоминающим солярную розетку (Рисунок 1.3). Цветы и трава в своем движении вверх, словно растворяясь в млечной дымке, плавно переходят через образ коня в солярные знаки, соединяя землю и небо. Мотив сплошного орнамента, создавая ощущение единства мира и его гармонии, сближает литографию со стилистикой восточных ковров.

Портрет олонхосута в цветной литографии «Олонхосут Бэдьээлэ»( 1982) график выполняет погрудный портрет в стиле, напоминающем классическую китайскую графюру (Рисунок 1.4).

Работы С.Парникова хранятся в Национальном художественном музее РС(Я), художественных галереях и частных коллекциях России и за рубежом. Всех их объединяет честность, искренность – главные качества художника, навсегда очарованного дивной простотой и гармонией Высокого искусства. Художник мудрого и доброго таланта Сэксэй Сэмэн-Парников остается в нашей памяти.

Глава 3. Отражение фольклорных мотивов в творчестве Парникова В.С.

Начиная с 70-х годов, среди якутских графиков идет поиск ориентиров. Миф и фольклор послужили им новой темой осмысления жизни и мира. Интерес к своему далекому прошлому, к сокровищам национальной культуры способствовал и тому, что художники как бы заново открыли для себя красоту реального мира и художественные средства его воплощения.

Известно, что Парников увлеченно работал по мотивам олонхо, сказок, исторической этнографии родного народа. Парников увлеченно разрабатывал мотивы, связанные с традиционной народной культурой ("Богатырь среднего мира", "Удаган", "Оседлавший серого скакуна...", "Якутская лошадь").

Всадник, излюбленный герой якутского фольклора. В.С.Парников как художник, органично живущий, мыслящий образами якутского фольклора, не раз обращается в своем творчестве к изображению коня. («У коновязи», «Ворота», «Бравый парень», «Оседлав серого скакуна») (Рисунки 1.3, 1.5).

В.С.Парников, изображая коня, использует космологические и космогонические мотивы, наполняя их новым смыслом. Сам он говорит: «Для меня в искусстве неважно содержание, не нужен сюжет. Конь — это совершенство, лучшее творение природы. В нем — красота пластики, движения, гармония жизни. А для якута с глубокой древности конь имеет особый смысл». В сложной игре орнамента прочитывается силуэт сэргэ в привычном для нас соседстве с якутским конем. Как известно, коновязь исторически восходит к изображению предков; здесь, на наш взгляд, ее появление означает связь времен.

В работе «Наскальный рисунок» фигура коня обозначена изящным контуром на черном фоне и заключена в сложный ритм геометрического орнамента (Рисунок 1.6). Черный бездонный цвет фона говорит о глубинном, древнем происхождении этого тотемного образа. Якутские мастерицы часто в своих работах использовали декоративный контраст орнамента с окружающим его геометрическим узором. В.С.Парников, тонко подметив этот прием, как художник графически применил его в композиции.

Его работа «Радуга» - это маленький мир, космос, и, подобно традиционному образу мира, он также делится на три части по вертикали (Рисунок 1.7). Согласно народным представлениям, Срединный мир, земля, заселенная человеком, является средоточием жизни. В центре композиции — радуга, ее форма напоминает контурное изображение якутского балагана, внутри которого находятся люди. Даже обитатели Верхнего мира, птицы, вестники богов, устремлены к центру картины, к людям. Деревья, расположенные по сторонам композиции, ритмически повторяют фигуры людей, образуя с ними единый ряд. Образы жилища и дерева в традиционной народной культуре тесно связаны с идеей рода и его продолжения, а в данном случае ассоциируются с образом неразрывной цепочки поколений, предков и потомков. Значимо название работы — художник осмысливает радугу как знак счастья, праздника, лета, самого благодатного, плодородного периода года. Счастье, по традиционным якутским понятиям, это прежде всего продолжение рода.. По олонхо, птицы непрестанно щебечут у окон первого человека на Земле, прародителя людей, знаменуя этим небесное покровительство. Композиция построена на многократном повторе фигур, числовое значение которых равно 3, 7, 9. Эти числе знаменуют полноту, изобилие жизни и счастье. Исключительный интерес представляет женский образ, обыгрываемый Парниковым в композиции литографии «Радуга». Солнце напоминает голову, а изображение радуги — туловище или чрево с заключенным в нем человечеством.

Простая по технике исполнения, легко набросанная работа «Алгыс –благословения»(1992) романтически приподнято показывает образ якутской шаманки (Рисунок 1.8). Художник, подчеркивая изящную внешность девушки, наделяет ее движения танцевальной грацией.

Художник, рисуя современную жизнь, прибегают к мифологическим и фольклорным мотивам, переосмысляя их и наполняя новым актуальным содержанием. Сегодня этот жанр имеет все шансы для дальнейшего успешного развития, возрастает к нему интерес, но пока еще маловато самих произведений. А они охотно были бы приняты в наши дома, чтобы эстетически обогащать интерьеры и сельского жителя. В этом отношении произведения Сэксэя Парникова приобретают, несомненно, особую значимость.

Заключение

В результате исследования творчества Василия Семеновича Парникова- Сэксэя мы выяснили, что все его работы имеют историческое и культурное значение. Творения художника несут духовный смысл, символизируя возвращение общества к своим традициям.

Творчество этого замечательного художника продолжает служить на благо якутян. Большой вклад вносит Василий Парников в дело духовного развития человека и изучения ,возрождение национальной традиции и культуры саха.

Парников В.С. –Сэксэй – жизнелюбивый, талантливый график, неординарный, открытый человек, обожавший своих близких, сыновей и внуков, свою работу, родные места. Сэксэй - талантливый, интересный человек. Его жизнь и творчество являются примером для молодежи, воспитывают в них любовь и уважение к традициям народа саха.

Развитию творческой деятельности Василия Парникова способствовали не только талант, но и упорство, трудолюбие, терпение.

Приложение 1.

Использованная литература

  1. Бравый парень на коне (Василий Парников) / Владимир Иванов – Унаров // Северные вернисажи: -1990. – с. 14 -16 .
  2. Лики Шамана / З. Иванова –Унарова с. 10 -11.
  3. Парников Сэксэй Сэмэн: // Графика Якутии. – 2005 –с.22
  4. Парников Василий Семенович –Сэксэй. Сэксэй и его сын Бэргэн.// Полярная звезда. – 1996. -№4 – с.42 -44
  5. Союз художников Российской Федерации. Каталог «Выставка произведений художников-графиков Якутии». 1992. Автор вступительной статьи З.И.Иванова-Унарова.
  6. Тимофеева В. Традиции и новаторство в искусстве Сэксэя // Полярная звезда. 2002. - №2 – С. 35 38.
  7. «Якутская кость». Художник РСФСР. Ленинград, 1978.