"Дроби всякие нужны, дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Станет легкой даже трудная задача".
Цели:
- закрепить умение умножать обыкновенные дроби на натуральное число, на обыкновенную дробь, умножать смешанные числа;
- продолжить развивать мыслительную деятельность учащихся, развивать гибкость ума, внимание;
- повышать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, способствовать формированию чувства патриотизма.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (Приложение № 2), презентация, текст к слайдам (Приложение № 1)
1. Вступительное слово: Сегодня мы с вами продолжаем работать над умножением дробей (слайд № 1). Наше занятие посвящено величайшему человеку, гениальному русскому учёному, просветителю, своими идеями, опередившего науку 18 века. Его вклад в развитие российской науки бесценен. 19 ноября исполнилось 300 лет со дня его рождения (слайд № 2). Кто же это?... А фамилию этого учёного вы узнаете, проверив решение домашней работы.
2. Проверка домашнего задания. Проверьте по буквам в том порядке, как они записаны. №472(а, б, в, г, ж, з, к, л, н, п, о) (слайд №3)
Таблица № 1
Учитель: Вы получили имя: М.В. ЛОМОНОСОВ. (далее биография на слайдах №4, 5, 6)
3. Устная работа.
Учитель: "Скажите: Сколько лет должно исполниться ребёнку, чтобы его приняли в школу?"
А сколько лет было Ломоносову, когда он пришёл учиться? Расшифруйте запись (слайд №7). Перепишите её в тетрадь.
05 06 03 33 20 15 01 05 24 01 20 30
Учитель: Как вы думаете, что вам надо для расшифровки? (Алфавит) А что с ним надо сделать? (Надо пронумеровать буквы) (слайд №8)
А-01 З-09 П-17 Ч-25 Я-33 Б-02 И-10 Р-18 Ш-26 В-03 Й-11 С-19 Щ-27 Г-04 К-12 Т-20 Ъ-28 Д-05 Л-13 У-21 Ы-29 Е-06 М-14 Ф-22 Ь-30 Ё-07 Н-15 Х-23 Э-31 Ж-08 О-16 Ц-24 Ю-32
(слайд №9)
Учитель: что же получилось? (девятнадцать).
(продолжение биографии слайды №10,11,12)
4. Повторение.
Учитель: Давайте, узнаем с вами некоторые из интересов Михаила Васильевича. А для этого вспомним таблицу умножения.
(слайд № 13) Каждому варианту даны ряды чисел. Надо числа заменить буквами из таблицы, вспомнив как получаются эти числа.
1 вариант
45 30 15 35 30 24 63 24 54 49 72 27 32 20 21
2 вариант
56 27 42 24 28 16 42 40 28 16 48 27 36 18 25 16
Таблица №2 (Приложение 2)
x 3 4 5 9 8 7 4 о а и з м р 5 р и к г у н 6 и е о л ф т 7 я р н д л о 8 е т у х я л 9 и з г е х д
Учитель: Какие же слова вы получили?
- 1 вариант: горное дело, химия.
- 2 вариант: литература, физика.
Учитель: Интересы Михаила Васильевича были обширными. Чтобы их узнать, для начала вспомним правила умножения дробей.
Вопросы: Как умножить обыкновенную дробь на натуральное число? Как умножить обыкновенную дробь на обыкновенную дробь? Как умножить смешанные числа?
5. Решение заданий. (слайд № 14) А теперь выполним задание на доске. (2 чел. Решают, рассказывают правила)
Таблица №3
Р В А Н Е С М Л Т Ь О Ё 13 2 4 26 5 1 1 4
По полученным ответам найдём слово. (Венера) (слайды №15,16)
Ломоносов был любознательным человеком. И мы не будем от него отставать и решим с вами задачу № 452.
Вопросы: О чём задача? С помощью чего его получают? Что известно о 1 кране? Можно найти, сколько он израсходовал воды? Как? Что известно о 2 кране? Что надо найти, чтобы узнать, сколько он израсходовал воды?
Решение:
6. Самостоятельная работа. Пользуясь предыдущей таблицей, самостоятельно определите, чем ещё занимался Ломоносов (слайд № 17,18).
В результате получается ВЕРТОЛЁТ (слайд № 19) и СМАЛЬТА (слайд № 20, 21,22)
Мы с вами познакомились с малой толикой огромнейшего творчества, изобретений М.В. Ломоносова (слайд №23). Вот как его характеризует А.С. Пушкин: "Ломоносов был великий человек, он обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью, сей души.: Он создал первый университет, вернее сказать, сам был первым русским университетом".
Учитель: Сегодня, ребята, вы закрепили правила умножения обыкновенных дробей. Узнали много интересного о выдающемся учёном, талантливом человеке М.В. Ломоносове. Стремитесь к лучшему, чтобы приумножать богатства и славу России.
7. Домашнее задание: п.13, №472 (д, е, и, м), №474, № 473.
8. Подведение итогов урока.
Литература.
1. Математика - 6класс.Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Изд. Мнемозина, М. 2010г.
2. Карпеев Э. П. М. В. Ломоносов : крат. биогр. / Э. П. Карпеев; Межрегион. Ломоносов. фонд, Музей М. В. Ломоносова (С.-Петербург). - Архангельск, 2000г.
3. М.В. Ломоносов, сайт Академик.