Тип урока: Урок применения знаний и умений
Цели урока:
Образовательная:
- выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по данной теме;
- продолжить работу по формированию навыков применения теоретических знаний при решении задач.
Развивающая:
- продолжить работу по формированию и развитию логического мышления учащихся.
Специальная:
- расширение лексики учащихся по данной теме с учетом состояния их слуха.
Воспитательная:
- способствовать развитию интереса учащихся к предмету.
Оформление:
- На доске - плакат с названием урока
- Над доской - плакат с девизом урока
- Портреты ученых: Кулона, Ампера, Вольта, Ома
- Привлечены два консультанта, учащиеся 12 класса.
- Мультимедийный проектор
Словарь терминов: сила тока, ампер, амперметр, напряжение, вольтметр, сопротивление, электрический ток, электрическая цепь, реостат
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле. Аристотель.
Организационный момент.
Добрый день! Сегодня наш урок по обобщению полученных знаний по теме: "Электрические цепи" пройдет в игровой форме и я попрошу вас разделиться на две команды (я предлагаю каждому ученику фрагмент картинки, из чьих фрагментов соберется картина - те ученики становятся членами одной команды). Начнем наш урок с разминки.
1. РАЗМИНКА "КАЛЕЙДОСКОП ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ФОРМУЛ"
а) дайте определение физических понятий, величин:
- Как называется этот прибор (демонстрируется амперметр)?
- Какую физ. величину можно измерить этим прибором?
- Что такое сила тока? единица измерения тока?
- Что называется электрическим напряжением?
- Каким прибором измеряют напряжение в цепи? правила его включения в цепь?
- Пожалуйста, нарисуйте схему, состоящую из источника тока, резистора, амперметра и вольтметра. Укажите полярность приборов.
- Какой закон устанавливает связь между I и U? Сформулируйте и запишите этот закон.
- Каков физический смысл выражения "удельное сопротивление нихрома 1,1 Ом*мм2/м"?
(отвечают учащиеся из каждой команды по очереди)
б) А сейчас мы с вами вспомним формулы по теме: "Электрический ток, электрические цепи"
Каждая команда получает нарисованную елочку с шарами, ваша задача - за 5 минут вписать как можно больше формул по нашей теме в шары, а потом представитель каждой команды объясняет написанные формулы.
2. УСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО СХЕМАМ
Вспомнив определения и формулы, применим наши знания к чтению электрических цепей. По каждому рисунку работаем по вопросам:
Какие соединения резисторов изображены на схемах рисунка1 (рис.2, 3)?
Как рассчитать Rобщ для каждой схемы?
Чем отличаются схемы а) и б) каждого рисунка?
Можно ли, не вычисляя Rобщ, сравнить сопротивления а) и б) в каждом случае при одинаковых сопротивлениях R? (объясните)
1)
2)
3)
3. НАЙДИ ОШИБКУ
Представим себе, что все вы - учителя, и я принесла вам на проверку по одной задаче из проверочной работы по решению задач. Каждая команда проверяет задачу, и капитан команды объясняет, какие были допущены ошибки.
При проверке обратите внимание на:
- правильное обозначение физических величин;
- перевод единиц измерения;
- правильная запись нужной формулы;
- точность вычислений.
Задача № 1
При переносе 240 Кл электричества в цепи за 16 мин. совершена работа 1200Дж.
Определите сопротивление цепи.
Ответ: 19200 Омм
Что должно получиться в результате исправления ошибок (капитаны записывают на доске и правильное решение появляется на экране)
Ответ: 5 Ом
Задача № 2. Определите напряжение на концах стального проводника длиной 200 см и площадью поперечного сечения 2 мм2, сила тока в котором 2 А, = 0,12 Ом мм2 / м
Ответ: 16 В.
Что должно получиться в результате исправления ошибок (капитаны записывают на доске и правильное решение появляется на экране)
Ответ: 0,24 В
4. "ЗАДАЧИ ПО ЧАСТЯМ"
По готовым схемам найти показания приборов (проанализировать схему, выбрать правильные законы и дать решение)
Вольтметр V1 показывает 12В. Каковы показания амперметра и вольтметра V2? (устно с объяснением)
Проводники сопротивлением 3 Ом и 15 Ом соединены параллельно и включены в цепь напряжением 45 В. Определите показания амперметров А1 и А2. (устно с объяснением)
Проводники сопротивлением 36 Ом, 64 Ом и R3 соединены последовательно.
Каковы показания амперметра и вольтметра V2? Чему равно сопротивление R3 (с записью на доске и в тетрадях)
По схеме записать " дано" и решить полученную задачу.
БЛИЦ-ТУРНИР
А сейчас заключительный этап нашего урока: в течение 2 мин. я задаю вопросы каждой команде, а члены команды отвечают; набранные баллы - количество правильных ответов.
Вопросы 1 команде
- Кто считается крестным отцом физики? ( Аристотель)
- Какая физическая величина измеряется в Дж? (работа, энергия)
- Сколько граммов в 1кг? (1000 г)
- В каких единицах измеряется электрическое напряжение? ( В)
- Последняя буква греческого алфавита? (омега)
- За какое время Земля совершает 1 оборот вокруг своей оси? (24 часа)
- Французский ученый, в честь которого названа единица электрического заряда? ( Кулон)
- Как называется прибор для измерения электрического тока? (амперметр)
- Как называется сила, действующая на тело со стороны Земли? (сила тяжести)
- Сколько секунд в 5 мин? (300 с)
- Единица сопротивления? ( Ом)
- Частица, входящая в состав ядра атома и не имеющая заряда? (нейтрон)
- Какие приборы потребуются для определения плотности вещества? (весы, мензурка)
- Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется? (плавление)
- Единицей измерения скорости является? (м/с)
Вопросы 2 команде
- Кто является основоположником физического эксперимента (Галилей)
- Какая физическая величина измеряется в Кл? (электрический заряд)
- Единица измерения массы? (кг)
- Первая буква греческого алфавита? (альфа)
- За какое время Земля совершает 1 оборот вокруг Солнца? (1 год)
- Итальянский физик, создавший первый гальванический элемент? ( Вольт)
- Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется? (кристаллизация)
- В каких единицах измеряется энергия? ( Дж)
- Сколько секунд в 1 часе? (3600 с)
- Как называется сила, действующая на тело в жидкости? (сила Архимеда)
- Как называется прибор для регулирования тока в электроцепи? (реостат)
- Как называется отрицательно заряженная частица, входящая в состав ядра? (электрон)
- Какие приборы потребуются для измерения сопротивления проводника? ( А и V)
- Сколько кг в 1 ц? (100)
- В каких единицах измеряется сила тока? (ампер)
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Закрепили применение закона Ома
- Успешно работали по чтению электроцепей
- Применили законы соединения цепей
- Усвоили правила подключения амперметра и вольтметра в цепь
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО КАРТОЧКАМ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Пёрышкин А.В. Физика 8 класс, М., "Дрофа", 2010
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс, М., Просвещение, 2006
- Марон А.Е., Марон Е.А. Опорные конспекты и дифферецированные задачи по физике 7-9 класс, М., Просвещение, 2003
- Солдатова Т.Б и др. Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики 7-11 класс, Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002