Урок в 5-м классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока: отработка практических умений и навыков сложения и вычитания десятичных дробей

Задачи урока:

1) развивать познавательный интерес к решению задач;

2) уметь применять математические знания к задачам практической направленности;

3) уметь ориентироваться в жизненных ситуациях.

Девиз урока:

Источник и цель математики – в практике. (Академик С.Л.Соболев)

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжаем урок по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”. На каждом уроке мы с вами решаем задачи. А решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на пианино, научиться этому можно. “Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”- советовал известный американский математик Джордж Пойа.

Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это очень нужные качества в жизни человека.

И я обращаю ваше внимание на девиз урока

“Источник и цель математики – в практике”.

Академик С.Л.Соболев

2. Устный счет

Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке.

От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например “Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства

Расставьте в следующих забавных равенствах запятые:

3,7+13=5

736-336=4

63-27=603

3+108=408

Нам часто в жизни приходиться быстро считать.

Вычисли наиболее удобным способом

3,2+3,4+3,6+3,8

0,715+2,83+4,285+0,17

4,754 - (2,754+1,8)

(6,34+8,27) - 4,34

3. Работа в тетрадях

1) Заполни таблицу:

А В С А+В+С А+В А+С В+С
0,8 1,3 2,7        
  2,3 5,5     8,3  
  4,7   15     12,2
      94,4 61,7 69,9  

В первой строке таблицы даны три числа А,В,С. Устно вычислите их общую сумму и попарные суммы.

Ответы запишите в соответствующие пустые клетки-строки.

Во второй строке даны два числа и одна сумма. Заполните остальные пустые клетки.

В третьей строке дано одно число и две суммы.

А чтобы заполнить пустые клетки четвертой строки, предлагается следующая ситуация.

Решение задачи записывается в тетради.

Задача

Три неразлучных друга – Алеша Вася и Саша решили узнать свой вес. Но шкала весов до 50 кг была повреждена и показания по ней прочитать не представлялось возможным.

Поэтому Алеше взвесился сначала с Васей получилось 61,7кг. Затем Алеша с Сашей получилось 69,9кг, а затем они вместе и получили 94,4кг.

Какова масса каждого из них в отдельности?

4. Работа в группах.

Теперь каждому из вас представиться возможность поработать в офисе менеджерами. А кто такой менеджер?

СПРАВКА: МЕНЕДЖЕР – управляющий, специалист по управлению

Каждой группе выдается инструкция.

1 группа “Менеджер продуктосервиса”

ИНСТРУКЦИЯ

1. В коробку можно положить не больше 8 кг груза. Можно ли упаковать в одну посылку грузы массой 2,51 кг, 3,7 кг, 2,49 кг?

2. На банке с кофе подпись: брутто – 256,18 г, нетто – 207,7г.

Сколько весит банка?

Справка: брутто называют вес товара с упаковкой, а нетто – вес товара без упаковки.

2 группа “Менеджер автотранса”

ИНСТРУКЦИЯ

Ремонт машины

По наряду подсчитать сумму денег, потраченных на ремонт машины

Покупка компьютера

Подсчитать сумму покупки компьютера в офис.

3 группа “ Менеджер ЖКХ”

ИНСТРУКЦИЯ

Подсчитать по квитанции оплату за квартиру в поселке и в городе.

На сколько содержание жилья в городе превышает содержание жилья в поселке?

5. Самостоятельная работа(разноуровневая)

В -1 В – 2

ОТВЕТ: ПРАКТИКА - ЖИЗНЬ

Карточка В-1

Номер задания З Н Ж Ь И Р
1 2,446 24,46 5,155 5,65 3,21 3,2245
2 104,24 100,2 98,92 107,04 96,41 33,5
3 0,11 0,2 0,15 1,89 1,98 7,9
4 34,75 4,05 30,7 40,5 10,8 30,75
5 6,21 15,96 14,27 5,38 13,4 4,08
буквы            

2,145+3,01

105,11-8,7

Реши уравнение 1-х =0,89

Запиши число, состоящее из 4 целых и 5 тысячных

Масса двух кочанов капусты 10,67 кг, а одного из них 5,29 кг. Какова масса другого кочана?

КАРТОЧКА В – 2

Номер задания Е А П К И Т Р
1 10,7 11,44 15,85 15 13,47 9,05 18,5
2 28 8,984 27,9 25,2 30,74 29 28,891
3 65,8 65,6 65,2 70,6 56,5 45,9 62,8
4 104,44 87,45 944,4 94,44 54,15 100 30,81
5 24,9 34,55 30,15 32,515 29,4 30,85 30,8
6 3,38 0,52 5 1,2 1,4 3,02 14
7 10,3 1,3 10,03 10,003 103 10,300 10,30
8 8 4,4 5,6 14,8 5,1 6,3 7,8
БУКВЫ:              

 4,9 + 10,95

37,5 – 8,609

Решите уравнение х – 27,5 = 38,1

Решите уравнение 137 – х =42,56

Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг?

Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.

Запишите число, стоящее из 10 целых и 3 тысячных.

В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 над водой. Какова глубина реки в этом месте?

6. Заключение. Итоги урока.