В помощь учителю биологии

Разделы: Биология


“Великое благо тому, кто научился учиться”.

Менандр

Как успешно сдать ЕГЭ

Для успешной сдачи единого государственного экзамена необходимо знать определенный объем материала по предмету, соответствующий государственному стандарту, уметь применять полученные знания на практике, а также работать с тестовым заданием.

Как же правильно работать с тестом, чтобы не угадывать ответ, а выбирать его логически рассуждая, даже в том случае, когда не уверен в своих знаниях?

Как грамотно организовать свою деятельность при работе с тестом и получить высокий результат?

Тестирование как средство организации ЕГЭ предполагает проведение диагностики знаний и умений при использовании вопросов и заданий, соответствующих учебной программе государственного стандарта и программе углубленного изучения предмета, выполнение которых оценивается по определенной шкале.

Успех тестирования определяется уровнем знаний и умений по предмету и пониманием того, что вы делаете и как вы его делаете. Чтобы научиться работать с тестом и обеспечить себе успешность при сдаче ЕГЭ, мы вам предлагаем советы.

Совет первый – разберитесь с типом и структурой тестового задания.

Полезная информация. Каждый тест представлен заданиями, которые отличаются по сложности и направлены на выявление уровня ваших знаний и умений. Эти задания распределены по группам:

Задания группы А определяют базовый уровень знаний;

Задания группы В – повышенный уровень знаний и наличие умений сравнивать, сопоставлять, определять последовательность событий, явлений; Задания группы С – высокий уровень, предполагающий не только владение информацией, но и умения ее применять для решения практических задач.

Совет второй – разберитесь, что такое понятие, содержания понятия.

Полезная информация. Содержание предмета представлено различными категориями знаний – теории, законы, закономерности, понятия. Последнее выполняет интегрирующую функцию, т. е. они объединяют содержание тем, разделов и всего предмета, поэтому понятие является элементарной категорией знаний.

Каждое понятие состоит из определяющего слова (термина) и содержания, представленного элементами.

Уровень вашего успеха при сдаче ЕГЭ определяется содержания понятий и умением провести анализ этого содержания.

Совет третий – научитесь грамотно работать с тестовым заданием.

Для того чтобы успешно выполнить тест ЕГЭ и получить высокую оценку, которая обеспечит переход на другую ступень образования (ВУЗ, ССУЗ), предлагаем вашему вниманию правила работы с тестовым заданием разных уровней сложности (А и С ).

Правила работы с тестовым заданием уровня А и В:

  • Внимательно прочитайте задание теста, выделите опорное слово (основное понятие, признаки которого необходимо выявить) утверждения или вопроса.
  • Вспомните, к какому разделу относится это понятие, с какими понятиями оно связано.
  • Установите, о какой характеристике понятия спрашивается.
  • Не старайтесь сразу найти ответ, сначала вспомните содержание этого понятия, перечислите его признаки и запишите их в черновике.
  • Приступайте к анализу признаков, предложенных в блоке ответов, сравнивания с признаками, записанными в черновике. Если вы сразу нашли один правильный (тестовое задание уровня А) или два правильных (тестовое задание уровня В), на ваш взгляд ответа, то не торопитесь выбирать. Продолжите анализ блока ответов и подтвердите правильность выбранного ответа исключением других.
  • Если вы убедились в правильности выбранного ответа, то отметьте его, как требует инструкция. Если в ходе дальнейшего анализа ваше мнение изменилось, то еще раз обратитесь к списку признаков в черновике, определите, каким образом может быть связан каждый предложенный признак в блоке ответов с записью в черновике. Именно эта логическая операция сопоставления позволит убедиться в измененном мнении.

“Процесс учения – повседневный труд, и в этом труде воспитывается личность”

Л.Н. Толстой

“Все наши знания начинаются с опыта”.

Л. Ландау

Тесты по генетике из материалов ЕГЭ

1. Методы гибридизации, индивидуального и массового отбора использует наука

А.биотехнология
Б.систематика
В. генетика
Г. селекция

2.Сходство признаков строения и жизнедеятельности родителей и потомства свидетельствуют о проявлении

А. изменчивости
Б. наследственности
В. приспособленности
Г. закона единообразия

3. Скрещивание организмов, отличающихся по одному или нескольким признакам, составляет сущность метода

А. гибридологического
Б. близнецового
В. цитогенетического
Г. генеалогического

4. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый (а) и голубоглазый (в)

А. ААВВ
Б. АаВв
В. аавв
Г. Аавв

5. Преобладающий признак, который проявляется у гибридного потомства, называют

А. доминатным
Б. рецессивным
В. гибридным
Г. мутантным.

6. Признак, который не проявляется в гибридном поколении, называют

А. промежуточным
Б. мутацией
В. доминатным
Г. рецессивным

7. Получение в первом поколении гибридного потомства с одинаковым фенотипом и генотипом, но отличающегося от фенотипа родительских форм, свидельствует о проявлении:

А. закон расщепления
Б. неполного доминирования
В. независимого наследования
Г. закона доминирования.

8. Цвет волос контролируют парные гены, которые расположены в гомологичных хромосомах и называются

А. доминатными
Б. рецессивными
В. аллельными
Г. сцепленными

9. Значительная часть мутаций не проявляется в фенотипе потомства, так как они:

А. не связаны с изменением генов
Б. не связаны с изменением хромосом
В. носят доминатный характер
Г. носят рецессивный характер

10. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)?

А. все особи белые
Б. 25% белых и 75% черных
В. 50% белых и 50% черных
Г. 75% белых и 25% черных

11. Под влиянием генотипа и условий внешней среды формируется:

А. фенотип
Б. генофонд
В. геном
Г. генетический код

12. Скрещивание гибридной особи с особью гомозиготной по рецессивным аллелям называется

А. анализирующим
Б. моногибридным
В. дигибридным
Г. межвидовым.

13. При скрещивании морских свинок с генотипоми ААвв и ааВВ получится потомство с генотипом:

А. ААВв
Б. АаВв
В. АаВВ
Г. ааВВ.

14. У кошки родились четыре котенка, три из них имели черную, а один серую шерсть, что свидетельствует о проявлении закона

А. сцепленного наследования
Б. единообразия
В. расщепления
Г. сцепленного с полом наследования

15. Каждый из трех законов Г. Менделя имеет свое название, в том числе так называемый третий закон Менделя. Как иначе он называется?

А. закон расщепления
Б. закон единообразия
В. закон независимого наследования
Г. закон сцепленного наследования.

16. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

А. аллельные
Б. доминатные
В. рецессивные
Г. сцепленные.

17. При скрещивании мух дрозофил с длинными крыльями произошло расщепление 3:1 (длинные крылья В доминируют над короткими в.) Каковы генотипы родителей?

А. вв Вв
Б. ВВ вв
В. Вв Вв
Г. ВВ ВВ.

18. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в первом поколении получится кроликов.

А. 100% черных
Б. 75% черных, 25% белых
В. 50% черных 50% белых
Г. 25% черных 75% белых.

19. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены:

А. Морганом
Б. Менделем
В. Мичуриным
Г. Вавиловым.

20. Укажите количество фенотипов при скрещивании Аа и Аа в случае полного доминирования:

А.один
Б.два
В.три
Г. четыре

21. Изучая закономерности наследования двух альтернативных признаков, Г. Мендель для получения гибридов второго поколения использовал особи с определенными генотипами. Назовите эти генотипы.

А. АА и аа
Б. Аа и аа
В. ААВВ и аавв
Г. АаВв и АаВв.

22. При скрещивании двух организмов, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, среди потомков получено расщепление по фенотипу 1: 1. Каковы генотипы скрещиваемых организмов, если между аллелями имеет место полное доминирование?

А. АА и аа
Б. Аа и аа
В. Аа и Аа
Г. аа и аа.

23. Укажите скрещивание, при котором среди потомства получается расщепление по генотипу в соотношении 1 : 2 : 1.

А. Аа и Аа
Б. Аа и аа
В. АА и аа
Г. аа и аа.

24. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы:

А. Ав, вв
Б. Ав, ав
В. Аа, АА
Г. Аа, вв

25. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости был установлен:

А. В. И. Вернадским
Б. И. В. Мичуриным
В. Н. И.
Вавиловым
Г. Т. Морганом.

26. Сколько типов гамет может образовываться в результате нормального гаметогенеза у особи с генотипом CcDd?

А.один
Б.два
В.три
Г.четыре

27. Какова вероятность рождения детей с веснушками у супружеской пары, если генотип женщины Аа, а у мужчины – аа (А – наличие веснушек)?

А.0%
Б.25%
В.50%
Г.75%

28. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

А. гетерозиготными
Б. гомозиготными
В. рецессивными
Г. доминантными

29. Сколько типов гамет образуется у гетерозиготного быка, имеющего черный цвет шерсти (черный цвет доминирует над красным)?

А. Один
Б. Два
В. Три
Г. Четыре

30. В брак вступили кареглазые мужчина и женщина. Какова вероятность рождения у них голубоглазого потомства, если оба родителя гетерозиготны по этому признаку? (Карий цвет – доминантный признак.)

А. 0%
Б. 25%
В. 50%
Г.75%

“Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования”. Ч. Дарвин

Правила работы с тестовым заданием уровня “С” по генетике

Задание С. Решите генетическую задачу на дигибридное скрещивание. Внимательно прочитайте условие задачи. Определите по условию задачи, что Вам известно и что нужно найти в задаче, Ответ запишите конкретно, отвечая на поставленные перед Вами вопросы.

Задачи по генетике из материалов ЕГЭ

Задача 1

Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в), скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

Задача 2.

Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения, их соотношение, если А – нормальная высота стебля, а В – гладкая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов находятся в различных парах гомологичных хромосом.

Задача 3.

У человека свободная мочка уха (А) доминирует над несвободной, а подбородок с треугольной ямкой (В) – над гладким. Девушка со свободной мочкой уха, у которой мать имела несвободную мочку уха, и с гладким подбородком выходит за мужчину с таким же фенотипом. Составьте схему решения задачи. Определите возможные генотипы родителей и генотипы потомства. Обоснуйте их. Какова вероятность появления детей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке в этой семье?

Задача 4

У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка. Фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

Задача 5.

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.

Задача 6.

Скрестили самцов мухи дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями и самок с черным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридных самцов с самками с черным телом и укороченными крыльями в потомстве получено 50% с серым телом и нормальными крыльями, 50% с черным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения. Определите генотипы родителей, потомства в первом и втором поколении и объясните полученные результаты второго скрещивания.

Задача 7.

Скрестили дигетерозиготных самцов мухи дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства первого поколения, если доминатные и рецессивные признаки попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Задача 8.

Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, проявляющееся после 35 – 40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминатные признаки. Отец является дигетерозиготным по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резусом.

Задача 9.

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением, имеющим морщинистые семена без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

Задача 10.

Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Составьте схему решения задачи. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания земляники с розовами ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Каково соотношение потомства можно ожидать от этого скрещивания.

Ответы:

Задача 1.

  1. Генотипы родителей: Аавв (гаметы Ав, ав) Х АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав).
  2. Генотипы потомков и соотношение фенотипов:
    3/8 пурпурные колючие (ААВв и АаВв);
    3/8 пурпурные гладкие (ААвв и Аавв);
    1/8 белые колючие (ааВв); 1/8 белые гладкие (аавв).
  3. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании

Задача 2.

  1. Генотипы родителей: мать – ААВВ (гаметы АВ) и отец – аавв (гаметы ав);
  2. Генотипы и фенотипы потомства первого поколения АаВв – томаты со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами (единообразие), гаметы: АВ, Ав, аВ, ав.
  3. Генотипы и фенотипы потомства второго поколения:
    9А_В_ – (нормальная высота стебля, гладкие плоды)
    3А_вв – (нормальная высота стебля, ребристые плоды)
    3ааВ_ (карликовый рост, гладкие плоды)
    1 аавв (карликовый рост, ребристые плоды)

Задача 3.

  1. Женщина – Аавв (гаметы Ав, ав) – гетерозиготна по первому признаку, так как ее мать гомозиготна по рецессивному гену (аа) – несвободная мочка уха. Мужчина с фенотипом “свободная мочка уха, гладкий подбородок” может иметь генотип Аавв (гаметы Ав, ав) или ААвв (гаметы Ав)
    1.Генотипы и фенотипы потомства в первом поколении, если Аавв х ААвв;
    1ААвв + 2 Аавв (3 –свободная мочка уха, гладкий подбородок); 1аавв (1 – несвободная мочка уха, гладкий подбородок);
  2. Генотипы и фенотипы потомком первого поколения, если Аавв х ААвв: 1.Аавв +1ААвв (3 –свободная мочка уха, гладкий подбородок)
  3. В этой семье не может быть детей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке А_В_)

Задача 4.

  1. Генотипы родителей: мать АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав), отец АаВв гаметы (АВ, Ав, аВ, ав)
  2. Генотип первого ребенка: аавв сросшаяся мочка, гладкий подбородок
  3. Генотипы и фенотипы возможных потомков:
    ААВВ, АаВв – свободная мочка, треугольная ямка
    ААвв, Аавв – свободная мочка, гладкий подбородок
    ааВВ, ааВв – сросшаяся мочка, треугольная ямка
    аавв – сросшаяся мочка, гладкий подбородок

Задача 5.

  1. Доминантные признаки – плоды круглые зеленые, рецессивные признаки – плоды длинные полосатые;
  2. Генотипы родителей: аавв (длинные полосатые) х АаВВ (круглые зеленые);
  3. Генотипы родителей: аавв (длинные полосатые) х ААвв (круглые полосатые)

Задача 6.

  1. Генотипы родителей: ААВВ (гаметы АВ), аавв (гаметы ав);
  2. Генотипы потомства первого поколения: АаВв – серое тело, нормальные крылья (гаметы АВ, ав), самка аавв (гаметы ав)
  3. Генотипы потомства второго поколения: 1АаВв – серое тело, нормальные; 1 аавв – черное тело, укороченные крылья; гены серого тела и нормальных крыльев сцеплены, поэтому получены только 2 генотипа и фенотипа во втором поколении.

Задача 7.

  1. Генотипы родителей: самка аавв (гаметы ав), самец АаВв (гаметы АВ, ав)
  2. Генотипы потомства: 1 АаВв серое тело, нормальные крылья: 1аавв черное тело укороченные крылья.
  3. Так как гены сцеплены, то самец дает два типа гамет: АВ, ав, а самка – один тип гамет: ав, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1: 1.

Задача 8.

  1. Генотипы родителей: отец АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав) мать – аавв гаметы (ав)
  2. Генотипы потомства АаВв, аавв, Аавв, ааВв
  3. 25% потомства с генотипом ааВв – резус-положительные и здоровы.

Задача 9.

  1. Генотипы родителей: гладкие семена и усики – АаВв (гаметы АВ, Ав), морщинистые семена и без усиков – аавв –(гаметы ав).
  2. Генотипы и фенотипы потомков: 1АаВв – растения гладкосеменные с усиками: 1 аавв – растения с морщинистыми семенами без усиков.
  3. Закон сцепленного наследования.

Задача 10.

  1. Дигибридное скрещивание с независимым наследованием признаков и неполном доминированием.
  2. Генотипы родителей: розовые ягоды и промежуточная чашечка АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав), красные ягоды и листовидная чашечка – ААвв (гаметы Ав ).
  3. Генотипы и фенотипы потомков в первом поколении:
    1 ААВв – красные ягоды, промежуточная чашечка
    1 АаВв – розовые ягоды, промежуточная чашечка
    1 ААвв – красные ягоды, листовидная чашечка
    1 Аавв – розовые ягоды, листовидная чашечка.

“Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”. А. Дистерверг

Успехов Вам в подготовке к ЕГЭ!

Литература:

  1. Научно-популярный журнал “Биология для школьников”. ООО “Школьная пресса”.
  2. Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2007 БИОЛОГИЯ. АСТ Астрель Москва 2007.
  3. Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2008 БИОЛОГИЯ. АСТ Астрель Москва 2008
  4. Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2009 БИОЛОГИЯ. АСТ Астрель Москва 2009.
  5. Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2010 БИОЛОГИЯ. АСТ Астрель Москва 2010.