Оздоровительная программа в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель работы: сохранение психического и физического здоровья, методы коррекции психофизических отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей.

Задачи физического воспитания:

  1. Научить детей определять своё состояние и ощущения.
  2. Сформировать активную жизненную позицию.
  3. Сформировать представления о своём теле, организме.
  4. Учить укреплять и сохранять своё здоровье.
  5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
  6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
  7. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма человека.

Работа с детьми:

  1. Диагностика.
  2. Полноценное питание.
  3. Система эффективного закаливания.
  4. Организация рациональной двигательной активности.
  5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
  6. Создание представлений о здоровом образе жизни.
  7. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
  8. Коррекционная работа.
  9. Лечебно-профилактическая работа.
  10. Летне-оздоровительные мероприятия.

1. Диагностика:

– в сентябре, январе, мае – провести комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование), которые помогают узнать и определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности;
– совместно с мед. работниками, логопедом, психологом – выявляют у детей проблемы, трудности, их потенциальные возможности;
– при организации оздоровительной, лечебно-профилактической, коррекционной работы, учитывать физиологическое и психологическое состояние детей;
– в режим дня, сетку занятий внести изменения с тем, если некоторые дети требуют индивидуальной работы.

2. Полноценное питание:

– выполнение режима питания;
– гигиена приёма пищи;
– эстетика организации питания;
– индивидуальный подход во время питания;
– правильность подбора мебели.

3. Система эффективного закаливания:

– совместно с инструктором по физической культуре, с медсестрой, старшим воспитателем разработать комплекс закаливающих мероприятий;
– соблюдение температурного режима в течение дня;
– организация прогулки и её длительность в зависимости от времени года;
– облегченная одежда – как в течение дня в группе, так и в дневной сон;
– дыхательная гимнастика во всех режимных моментах;
– босохождение после сна, по “дорожке здоровья” и другим предметам для профилактики плоскостопия;
– мытье прохладной водой рук по локоть, шеи (индивидуально);
– использование контрастного душа в бассейне.

МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ:

– ходьба по песку (летом), по “дорожке здоровья”;
– контрастное обливание ног (летом);
– дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года);
– музыкотерапия;
– массаж грудной клетки и рук махровой рукавицей.

4. Организация рациональной двигательной активности:

– ежедневно включать в комплекс физического воспитания элементы дыхательной гимнастики, упражнения на повышение выносливости кардиореспираторной системы (занятия строим с инструктором по ф/к, с учетом группы здоровья детей – подгрупповые);
– сочетать двигательную активность детей с доступными закаливающими процедурами;
– обязательный медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья ребенка;
– включить в гимнастику и в занятия элементы корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

– деятельность по физической культуре в зале и на улице (на спортивной площадке, на стадионе);
– досуги на воде (бассейн);
– прогулки-походы, туризм, пешие прогулки;
– дозированная ходьба;
– оздоровительный бег;
– физкультминутки;
– физкультурные досуги, праздники здоровья, малые олимпийские игры совместно с родителями;
– утренняя гимнастика (в теплое время – на улице);
– логоритмическая гимнастика;
– индивидуальная работа с детьми.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПО ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ РАЗНООБРАЗНЫ:

– традиционные;
– игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
– сюжетно-игровые;
– тематические;
– занятия-тренировки на закрепление знакомых детям упражнений, спортивных игр;
– занятия-зачеты для проведения диагностики (1 раз в квартал);
– походы;
– деятельность в форме оздоровительного бега;
– ритмика;
– музыкальные – на звукоподражание голосам и повадкам (животные, птицы);
– занятия-прогулки по “экологической тропе”.

5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей, представлений о здоровом образе жизни:

– привитие детям культурно-гигиенических навыков;
– обучение уходу за своим телом, внешним видом – “Волшебное зеркало”;
– развитие представлений о строении собственного тела и назначении органов;
– формирование представлений у детей о том, что вредно и что полезно для организма;
– обучение детей правилам безопасного дорожного движения, поведения дома, на улице, регулярная работа по ОБЖ.

6. Применение психологических и психопрофилактических средств и методов:

– применение психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений (индивидуальные беседы, как воспитателем, так и психологом);
– использование музыкотерапии;
– обучение детей приемам мышечного расслабления;
– создание уголка психологической разгрузки в группе;
– проведение увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников, посиделок с чаепитием, режиссерских игр, игр-драматизаций, театрализованных игр.

7. Коррекционная работа с детьми:

– организация и проведение логопедической работы (комплексное обследование и индивидуальные подгруппы);
– анализ коррекционного обучения;
– проведение консультаций с родителями.

8. Лечебно-профилактическая работа:

– массаж, гидромассаж;
– ЛФК (дыхательная гимнастика, нарушение осанки и плоскостопия);
– фитотерапия (отвары и настои трав);
– витаминотерапия;
– применение оксолиновой мази для профилактики в зимний период;
– физкультурные занятия босиком (нетрадиционные приемы);
– подвижные игры и физические упражнения на улице;
– хождение на лыжах;
– бассейн;
– закаливание стоп;
– спортивные игры и соревнования;
– точечный массаж;
– пальчиковые упражнения-игры;
– элементы релаксации;

9. Летне-оздоровительные мероприятия.

– эффективно использовать благоприятное время летнего периода для укрепления здоровья детей;
– создать условия для охраны жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;
– создать и реализовать мероприятия, направленные на оздоровление и физическое развитие детей;
– просветить родителей по вопросам оздоровления детей в летний период.

Формы и методы организации оздоровительной работы:

  1. Занятия на спортивной площадке в д/с.
  2. Большие спортивные праздники на стадионе.
  3. Закаливающие процедуры для стоп.
  4. Утренние гимнастики на свежем воздухе.
  5. Бассейн.
  6. Витаминные паузы (сок, фрукты), фитотерапия.
  7. Дозированная ходьба.
  8. Профилактическая гимнастика (звуковая и др.).
  9. Пешие прогулки, туризм.
  10. Проветривание помещения.
  11. Игры-забавы, дни здоровья, праздники.

Ожидаемый результат:

  1. Создание комплексного мониторинга здоровья ребенка;
  2. Снижение количества дней заболеваемости у детей;
  3. Снижение количества травматизма;
  4. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к воспитанию детей;
  5. Повышение квалификации сотрудников детского сада.

Работа с родителями:

  1. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  2. Установка на совместную работу родителей со специалистами ДОУ.
  3. Консультации, круглые столы, инд. беседы, семинары, мастер-классы.
  4. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
  5. День открытых дверей, организация совместных дел.
  6. Повышение внимания родителей к вопросам здоровья, питания, рациональной двигательной активности.
  7. Валеологические занятия.