Цель работы: сохранение психического и физического здоровья, методы коррекции психофизических отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей.
Задачи физического воспитания:
- Научить детей определять своё состояние и ощущения.
- Сформировать активную жизненную позицию.
- Сформировать представления о своём теле, организме.
- Учить укреплять и сохранять своё здоровье.
- Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
- Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
- Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма человека.
Работа с детьми:
- Диагностика.
- Полноценное питание.
- Система эффективного закаливания.
- Организация рациональной двигательной активности.
- Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
- Создание представлений о здоровом образе жизни.
- Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
- Коррекционная работа.
- Лечебно-профилактическая работа.
- Летне-оздоровительные мероприятия.
1. Диагностика:
– в сентябре, январе, мае – провести комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование), которые помогают узнать и определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности;
– совместно с мед. работниками, логопедом, психологом – выявляют у детей проблемы, трудности, их потенциальные возможности;
– при организации оздоровительной, лечебно-профилактической, коррекционной работы, учитывать физиологическое и психологическое состояние детей;
– в режим дня, сетку занятий внести изменения с тем, если некоторые дети требуют индивидуальной работы.
2. Полноценное питание:
– выполнение режима питания;
– гигиена приёма пищи;
– эстетика организации питания;
– индивидуальный подход во время питания;
– правильность подбора мебели.
3. Система эффективного закаливания:
– совместно с инструктором по физической культуре, с медсестрой, старшим воспитателем разработать комплекс закаливающих мероприятий;
– соблюдение температурного режима в течение дня;
– организация прогулки и её длительность в зависимости от времени года;
– облегченная одежда – как в течение дня в группе, так и в дневной сон;
– дыхательная гимнастика во всех режимных моментах;
– босохождение после сна, по “дорожке здоровья” и другим предметам для профилактики плоскостопия;
– мытье прохладной водой рук по локоть, шеи (индивидуально);
– использование контрастного душа в бассейне.
МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ:
– ходьба по песку (летом), по “дорожке здоровья”;
– контрастное обливание ног (летом);
– дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года);
– музыкотерапия;
– массаж грудной клетки и рук махровой рукавицей.
4. Организация рациональной двигательной активности:
– ежедневно включать в комплекс физического воспитания элементы дыхательной гимнастики, упражнения на повышение выносливости кардиореспираторной системы (занятия строим с инструктором по ф/к, с учетом группы здоровья детей – подгрупповые);
– сочетать двигательную активность детей с доступными закаливающими процедурами;
– обязательный медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья ребенка;
– включить в гимнастику и в занятия элементы корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
– деятельность по физической культуре в зале и на улице (на спортивной площадке, на стадионе);
– досуги на воде (бассейн);
– прогулки-походы, туризм, пешие прогулки;
– дозированная ходьба;
– оздоровительный бег;
– физкультминутки;
– физкультурные досуги, праздники здоровья, малые олимпийские игры совместно с родителями;
– утренняя гимнастика (в теплое время – на улице);
– логоритмическая гимнастика;
– индивидуальная работа с детьми.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПО ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ РАЗНООБРАЗНЫ:
– традиционные;
– игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
– сюжетно-игровые;
– тематические;
– занятия-тренировки на закрепление знакомых детям упражнений, спортивных игр;
– занятия-зачеты для проведения диагностики (1 раз в квартал);
– походы;
– деятельность в форме оздоровительного бега;
– ритмика;
– музыкальные – на звукоподражание голосам и повадкам (животные, птицы);
– занятия-прогулки по “экологической тропе”.
5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей, представлений о здоровом образе жизни:
– привитие детям культурно-гигиенических навыков;
– обучение уходу за своим телом, внешним видом – “Волшебное зеркало”;
– развитие представлений о строении собственного тела и назначении органов;
– формирование представлений у детей о том, что вредно и что полезно для организма;
– обучение детей правилам безопасного дорожного движения, поведения дома, на улице, регулярная работа по ОБЖ.
6. Применение психологических и психопрофилактических средств и методов:
– применение психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений (индивидуальные беседы, как воспитателем, так и психологом);
– использование музыкотерапии;
– обучение детей приемам мышечного расслабления;
– создание уголка психологической разгрузки в группе;
– проведение увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников, посиделок с чаепитием, режиссерских игр, игр-драматизаций, театрализованных игр.
7. Коррекционная работа с детьми:
– организация и проведение логопедической работы (комплексное обследование и индивидуальные подгруппы);
– анализ коррекционного обучения;
– проведение консультаций с родителями.
8. Лечебно-профилактическая работа:
– массаж, гидромассаж;
– ЛФК (дыхательная гимнастика, нарушение осанки и плоскостопия);
– фитотерапия (отвары и настои трав);
– витаминотерапия;
– применение оксолиновой мази для профилактики в зимний период;
– физкультурные занятия босиком (нетрадиционные приемы);
– подвижные игры и физические упражнения на улице;
– хождение на лыжах;
– бассейн;
– закаливание стоп;
– спортивные игры и соревнования;
– точечный массаж;
– пальчиковые упражнения-игры;
– элементы релаксации;
9. Летне-оздоровительные мероприятия.
– эффективно использовать благоприятное время летнего периода для укрепления здоровья детей;
– создать условия для охраны жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;
– создать и реализовать мероприятия, направленные на оздоровление и физическое развитие детей;
– просветить родителей по вопросам оздоровления детей в летний период.
Формы и методы организации оздоровительной работы:
- Занятия на спортивной площадке в д/с.
- Большие спортивные праздники на стадионе.
- Закаливающие процедуры для стоп.
- Утренние гимнастики на свежем воздухе.
- Бассейн.
- Витаминные паузы (сок, фрукты), фитотерапия.
- Дозированная ходьба.
- Профилактическая гимнастика (звуковая и др.).
- Пешие прогулки, туризм.
- Проветривание помещения.
- Игры-забавы, дни здоровья, праздники.
Ожидаемый результат:
- Создание комплексного мониторинга здоровья ребенка;
- Снижение количества дней заболеваемости у детей;
- Снижение количества травматизма;
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к воспитанию детей;
- Повышение квалификации сотрудников детского сада.
Работа с родителями:
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
- Установка на совместную работу родителей со специалистами ДОУ.
- Консультации, круглые столы, инд. беседы, семинары, мастер-классы.
- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
- День открытых дверей, организация совместных дел.
- Повышение внимания родителей к вопросам здоровья, питания, рациональной двигательной активности.
- Валеологические занятия.