Цели урока: Развитие личности школьников на основе учебной деятельности, становление их как субъектов этой деятельности. Создание комфортной атмосферы на уроке для качественного усвоения и расширения знаний, умений и навыков учащихся начальной школы и сохранения их здоровья.
Задачи урока
Развивающие:
– развитие мотивации;
– развитие речи, логического мышления, внимания, памяти.
Обучающие:
– закрепление знания нумерации чисел в пределах 20;
– повторение состава числа 9;
– развитие пространственно-временных представлений;
– развитие умения представлять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
– учить составлять и решать простые задачи по рисунку;
– развитие геометрического видения.
Воспитательные:
– формирование работоспособного коллектива младших школьников;
– учить работать в парах.
Оборудование:
– компьютер;
– мультимедийное устройство;
– экран;
– толковый словарь Д.Н.Ушакова;
– карточки с заданием №1;
– карточки с заданием №7;
– раздаточный геометрический материал;
– рисунки клоуна, мячей;
– письмо.
Ход урока
1. Орг.момент.
(Дети входят в класс, приветствуют гостей)
– Прозвенел звонок сейчас,
За работу, в добрый час.
2. Сообщение темы урока.
– Ребята, тема нашего урока: “Числа от 1 до 20”. Слайд №2
Сегодня нам в класс доставили письмо. Давайте его прочитаем.
(Чтение письма)
Приглашение
Дорогие ребята!
Приглашаем вас на представление в шапито.
Ваши друзья.
– Ребята, куда нас приглашают?
– Что такое шапито?
– Проверим, правильно ли думаете? А поможет нам в этом толковый словарь.
(смотрим значение слова в толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова)
(Слайд №3)
– Итак, мы отправляемся в шапито.
(Слайд №4)
3. Основной этап работы.
1. Работа с натуральным рядом чисел
– В цирке у зрителей свои места. Давайте узнаем, на каких местах будут сидеть наши друзья. А поможет нам в этом задание.
У вас на столах лежат карточки (Слайд №5), поработаем в них. Закрашиваем кружок карандашом зеленого цвета.
– Закрасьте число, следующее при счете за числом 15;
– число, предыдущее числа 11;
– соседей числа 13;
– семь увеличьте на 1.
Самопроверка (Слайд №5)
– Встаньте у кого также. Спасибо. Садитесь.
Запишите числа в порядке возрастания.
8, 10,12,14,16
– Что вы заметили?
Какое число лишнее? Докажите.
(Появляются сказочные герои: Незнайка, Красная Шапочка, Буратино, Мальвина, Карлсон; выясняем что за герой? Из какой сказки? Какое место занимает.)
– Кто сидит левее всех?
Кто находится в центре?
Кто сидит правее всех?
2. Релаксация
(Звучит музыка)
– Закрываем глазки, представляем что мы в шапито.
3. Состав числа 9
– Итак, представление начинается. Первый номер нашей программы – акробаты
(Слайд №6)
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет?
(Слайд №7)
– Вспомним состав числа 9.
4. Логическая задача (выступление №2)
– А теперь на арене животные. (Слайд №8)
(Учитель достает мягкие игрушки: собачка, слоненок, обезьянка.
К доске вызываются 3 ученика и получают игрушки.)
В представлении принимали участие собачка, слоненок и обезьянка. В каком порядке они выходили на арену, если слоненок не был первым и последним, а собачка выступала раньше слоненка?
5. Представление двузначных чисел суммой разрядных слагаемых
– А теперь задание от обезьянки:
– Откройте рабочие тетради на стр. 25 (2 и 5), выполняем номер 2.
– Кому все понятно – решайте. (У кого затруднения – подхожу индивидуально
к каждому).
Проверка
– Обезьянка хочет узнать, как вы выполнили задание. Проверим.
2 ряд читает по “цепочке”.
Молодцы.
6. Физкультминутка
7. Работа над задачей (Слайд №9)
– На арене – клоун (выступление №3).
– Что делает клоун? (жонглирует мячами)
– Что вы можете сказать о мячах? (они разного цвета, их 5.)
– Составьте по рисунку задачу о мячах.
Варианты:
У клоуна три желтых и два красных мяча. Сколько всего мячей у клоуна?
У клоуна три желтых и два красных мяча. На сколько желтых мячей больше, чем красных?
У клоуна три желтых и два красных мяча. На сколько красных мячей меньше, чем желтых?
Решение задач
6. Работа с геометрическим материалом.
– Ребята, а вы любите фокусы? Конечно, в каждом цирке есть фокусник. И он для вас приготовил номер (выступление №4) (Слайд №10)
Сколько квадратов вы увидели на этом рисунке? (7)
– Проверим. (Слайд №10). Молодцы!
– А вот другое задание от фокусника: используя квадрат и другие геометрические фигуры (на столах) постройте предмет. (Слайд №11)
Дети работают в парах. Первые выполнившие задание моделируют предмет на доске.
– Вот что получилось у фокусника (Слайд №12)
Самопроверка
4. Рефлексия
– Ребята, посмотрите, клоун приготовил вам мячи (карточки на столах) (Слайд №13).
Он просит раскрасить их.
Раскрасили? И герои, которые вместе с нами смотрели представление тоже
раскрасили мячи. (Слайд №14)
– Напоследок клоун хочет пожонглировать для вас. Прикрепите мячи к доске.
(Дети прикрепляют карточки с рисунком мяча к доске)