Цели урока:
- сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника, уметь применять теорему о сумме углов треугольника при решении задач;
- развивать познавательную деятельность учащихся, умение выдвигать гипотезу и искать способы её доказательства, анализировать и обобщать учебный материал, умение логически мыслить, математическую речь учащихся;
- воспитывать творческую активность, умение работать в коллективе.
Оборудование:
- Высказывание Леонардо да Винчи: «Никакое человеческое исследование не может быть названо истиной, если оно не проходит через математические доказательства».
- Транспортиры.
- Карточки с задачами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Ребята, сегодня в нашем научном центре работают 3 лаборатории. Научные руководители: 1)… , 2)…, 3)…
Первое задание такое. Каждой команде дается задача. Вы её обсуждаете. По мере готовности 1 представитель из команды объясняет решение задачи.
C – ? | Дано: Найти: 1 и 2 |
Дано: а II в, с – секущая, 1+2=180° Найти: 1 и 2 |
– Молодцы! Весь материал, который вы использовали при решении задач, потребуется нам на этом уроке и на последующих.
III. Изучение нового материала.
– В наш научный центр обратились с просьбой выполнить следующую научную работу. У вас на столе лежат листочки, на которых изображены различные по величине и по форме треугольники. Вам необходимо измерить в каждом треугольнике углы и результаты измерения занести в таблицу.
Научная работа
Цель работы: измерить углы треугольника и определить их сумму.
Приборы и материалы: транспортир, чертежи различных треугольников.
Ход работы:
Задание. Измерьте углы у каждого треугольника и результаты измерений запишите в таблицу.
Название треугольника | 1-й угол | 2-й угол | 3-й угол | Сумма углов треугольника |
АВС | A | B | C | A +B +C = |
MOK | M | O | K | M +O +K = |
– Итак, подведем итоги проделанной работы. В треугольнике вы измеряли углы, а затем что вы находили? Какие получились результаты? Какая может возникнуть гипотеза? Кто сформулирует тему урока?
(записать тему урока)
– В математике часто на основе опыта и наблюдений выдвигают гипотезу, затем её доказывают.
– Ребята, как выдумаете, для чего нам нужна эта теорема? Кто из вас может сформулировать цель нашего урока?
(формулируют цели)
– А теперь подумаем, как доказать теорему.
Чтобы найти сумму углов треугольника, их надо сложить. Попробуем это сделать на модели.
Давайте вспомним, в каком случае угол или сумма углов равна 180°.
Не случайно доказываем теорему о сумме углов треугольника после темы «Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых третьей».
– А теперь докажем теорему в тетради.
(доказательство теоремы)
– Ребята, доказательство теоремы о сумме углов треугольника было открыто в V веке до н.э. в первой книге «Начал» Эвклид (около 300 лет до н.э.) излагает другое доказательство, с ним мы познакомимся позже.
IV. Закрепление изученного материала.
А теперь, ребята, вам необходимо применить теорему на практике, т.е. при решении задач.
Задание 1. Найдите ошибки на рисунке.
Задание 2. Может ли в треугольнике быть:
а) два тупых угла; б) тупой и прямой углы; в) два прямых угла?
Задание 3. (Устно по готовому чертежу).
а) |
б |
|
E-? | C-? |
Задание 4. Решить №19(2). Найдите углы треугольника, если они пропорциональны числам 2, 3, 4.
(оформить в тетради)
Задание 5. Узнайте о треугольнике всё, что возможно.
В треугольнике АВС АВ = ВС, АВ = 5 см, В = 60°.
V. Домашнее задание.
п.33, №18(1),№19(1),№22(1)
VI. Рефлексия.
Что нового узнали? Сформулировать теорему о сумме углов треугольника. Где она применяется?
(Выставление оценок.).