Раздел: РУКОДЕЛИЕ. СЧЕТНАЯ ВЫШИВКА – 6 часов.
ТЕМА: ВЫШИВКА КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА – 2 часа.
ТИП УРОКА: Комбинированный. Приобретение новых знаний, их закрепление и применение, формирование умений.
ВИД УРОКА: ТРАДИЦИОННЫЙ.
Образовательный аспект: продолжить знакомство с творчеством народных умельцев, с композиционным построением узоров, научить технике выполнения счетных швов.
Развивающий аспект: продолжить формирование художественного вкуса, развивать образное мышление и мелкую моторику рук, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитательный аспект: формировать вкус, воспитывать любовь к народному творчеству, коммуникабельность, умение доводить начатое дело до конца.
ИНТЕГРАЦИЯ: История, ИЗО.
Использование ИКТ: Программа Р/Р, текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений.
Оборудование и инструменты: проектор, ноутбук, компьютерная программа Microsoft Power Point, принадлежности для вышики;
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: картины, выполненные учащимися, виды национальной одежды, украшенные вышивкой, Презентация “Создание объемных сувениров – бискорню”, инструкционные карты, сувениры “бискорню”
МЕТОДЫ: беседа, демонстрация, инструктаж, практическая работа.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовности к уроку. Активизация учащихся. Формулировка темы, Целей урока. Постановка перед учащимися учебной задачи.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ.
– Виды рукоделия.
– Инструменты и приспособления для рукоделия.
– Правила безопасной работы.
– Здоровьесберегающие технологии.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
– зависимость вышивки от географического положения страны, ее истории и культуры;
– выбор цвета;
– композиционное построение узора;
– счетные швы;
– подготовка к вышивке;
– приемы выполнения вышивки крестом;
– особенности вышивки для бискорню.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполнение проекта “Сувенир бискорню”.
1 группа – сильные учащиеся – выполнение игольницы.
2 группа – слабые учащиеся – выполнение брелока.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (работа по рисункам и по карточкам)
– Что такое композиция?
– Что такое ритм?
– Что такое орнамент?
– Что такое раппорт?
– Что такое симметрия?
– Материалы и инструменты для вышивки.
– ТБ при выполнении вышивки.
– Рекомендации для здоровья.
Контроль и самоконтроль на начало работы по вышивке.
6. ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Подготовить презентацию по счетной вышивке, продолжить вышивку.
7. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ
КОНСПЕКТ УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ
– Виды рукоделия (вязание на спицах <Рисунок1> и крючком <Рисунок2>, биссероплетение <Рисунок3>, лоскутная пластика <Рисунок4>, квиллинг <Рисунок5>, вышивка различными способами <Рисунок6>, <Рисунок7> и т.д.)
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
– инструменты и приспособления для рукоделия: спицы и крючки из различных материалов, специальные иглы, магнитные доски с лупой, пяльцы и т.д.
– правила безопасной работы
На начало работы:
– Убрать волосы под косынку подобрать рукава одежды.
– Знать количество иголок и булавок, взятых для работы.
– Иголки и булавки находятся воткнутыми в игольницу.
– Хранить ножницы с сомкнутыми лезвиями.
Во время работы:
– При ручных работах с плотными тканями, шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.
– Во время работы иголки и булавки вкалывать только в подушечки и не брать их в рот, не вкалывать в одежду…
– Кусочки сломанной иглы собрать, завернуть в бумагу и утилизировать, как обычный мусор.
– Передавать ножницы кольцами вперед.
– Нельзя перекусывать нитки зубами.
По окончании работы:
– Проверить наличие иголок и булавок.
– Привести в порядок рабочее место.
– здоровьесберегающие технологии
Применение физкультминуток.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
– зависимость вышивки от географического положения страны, ее истории и культуры
Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависели от географического положения страны, ее истории и культуры. Кто захочет изучить язык декоративно-прикладного творчества, тому откроется красота и выразительность произведения народного искусства, эстетическая ценность. В изображения закладывался определенный смысл. Например, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – солнце или луну, горизонтальной волнистой линией – воду, вертикальной – дождь, скрещивающимися – огонь и молнию, горы представлялись треугольниками.
– выбор цвета
У белорусов в вышивке присутствует геометрический орнамент красных, бордовых, серовато-голубых и черных цветов на белом или сером полотне. <Рисунок8>, <Рисунок9>
Рис. 8
Рис. 9
Украинцам свойственен рушниковый орнамент, обычно растительного характера, встречаются стилизованные изображения птиц и зверей. Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляя черный и синий. <Рисунок10>, <Рисунок11>
Рис. 10
Рис. 11
Грузинская вышивка отличается сложным узором – многофигурный тонкий геометрический и растительный орнамент, а также аппликация и вышивка цветным бисером. <Рисунок12>, <Рисунок13>
Рис. 12
Рис. 13
Вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи и бисера распространена у народов Крайнего Севера.
Вышивка народов России отличаются большим своеобразием, богатством технических приемов, цветовыми решениями. Каждый народ в зависимости от местных условий, особенностей быта, обычаев и природы создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение. <Рисунок14>, <Рисунок15>, <Рисунок16>
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Для Татарстана характерно шитье бисером и золотом по бархату. <Рисунок17>, <Рисунок18>
Рис. 17
Рис. 18
У каждого народа самобытные способы оформления одежды. В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало.
– композиционное построение узора
При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:
А) какие швы будут использованы в
работе
Б) назначение изделия
В) расположение узора на изделии
Г) выбор цвета для его выполнения
Все это – слагаемые понятия “композиция”.
КОМПОЗИЦИЯ – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. В композиции всегда есть главное и второстепенное, Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причем не обязательно в центре композиции. Построение цветовой композиции основано на РИТМЕ– чередовании цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.
ОРНАМЕНТ – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.
Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называется РАППОРТОМ. <Рисунок19>
Рис. 19
Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии.
СИММЕТРИЯ – соразмерное расположение форм, основных линий и красок относительно одной, двух или нескольких осей. Такое построение узоров характерно для русской вышивки и русского орнамента. <Рисунок20>, <Рисунок21>
Рис. 20
Рис. 21
– счетные швы
Для выполнения орнамента чаще всего используются счетные швы. Эти швы назвали так потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани. Это набор (брань), “роспись” <Рисунок22>, счетная гладь <Рисунок23>, русская гладь <Рисунок25>, крест <Рисунок26>, гобелен <Рисунок24>. Выбор орнамента во многом зависит от характера и расположения композиции. Для украшения середины или края изделия применяется ленточный орнамент.
Рис. 22
Рис. 23
Рис. 24
Рис. 25
Рис. 26
– подготовка к вышивке
1. Выбор основы. Это ткани полотняного переплетения, имеющие равное количество ниток по основе и утку. Нити таких тканей одинаковые по толщине. Это позволяет выполнять вышивальные стежки одинакового размера и с равными промежутками. Постоянно нужно считать нити ткани, что требует большого напряжения зрения. Лучше вышивать по КАНВЕ – ткани с четкой сеткообразной структурой. Такая ткань может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежков расположится в 1 см ткани, тем “тоньше”, сложнее и меньше по размеру будет работа. <Рисунок27>, <Рисунок28>
Рис. 27
Рис. 28
2. Выбор иглы обусловлен видом вышивки, толщиной ткани и ниток. Так, от толщины нитки зависит размер игольного ушка, а от вида ткани – острота конца иголки. Игла должна быть достаточно большой, для того чтобы в нее можно было вдеть нитку, и достаточно острой, чтобы легко прокалывать ткань.
3. Для счетной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например МУЛИНЕ различных цветов и оттенков, шерстяные и полушерстяные ни тки. Э то и хлопчатобумажное мулине, и шерсть, и полушерсть. Толщина вышивальных ниток должна соответствовать плотности ткани и величине стежка. <Рисунок29>
Рис. 29
4. Ткань следует хорошо натянуть, Её помещают в пяльцы или рамку, Лучше использовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом для удерживания и натягивания ткани. <Рисунок30>, <Рисунок31>
Рис. 30
Рис. 31
5. Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань и предохранения пальца от уколов иглой. Он может быть пластиковым, металлическим или кожаным. Подбирают его по размеру пальца и надевают на средний палец рабочей руки. <Рисунок32>, <Рисунок33>
Рис. 32
Рис. 33
6. Вышивальные ножницы применяются для обрезания ниток. Они должны быть маленькими и острыми. Большие ножницы используются для раскроя ткани. <Рисунок34>
Рис. 34
7. Схема для вышивки – это лист бумаги в клетку, на который с помощью условных значков или цвета нанесен рисунок.
– Приемы выполнения вышивки крестом
<Рисунок35>
Рис. 35
– Особенности вышивки для бискорню
При выборе схемы для вышивки сувенира “бискорню” рисунок должен иметь две оси симметрии. <Рисунок36>, <Рисунок37>
Рис. 36
Рис. 37
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполнение проекта: “Сувенир бискорню”
1 группа – сильные учащиеся – выполнение игольницы. <Рисунок38>
Рис. 38
2 группа – слабые учащиеся – выполнение брелока.
Выбор схемы, нахождение центра симметрии в вышивке, выбор цветовой гаммы и т.д.