Цель – создать условия для усвоения детьми представления о числе девять и цифре 9, усвоения состава числа 9.
Задачи:
- Актуализировать знания о составе числа восемь.
- Вызвать интерес к изучению числа девять.
- Продолжать работу по освоению взаимосвязи между частью и целым.
- Читать числовые выражения по-разному.
- Применять полученные знания.
- Развивать умение определять тему урока.
- Развивать умение планировать свои действия.
- Способствовать развитию логического мышления, внимания, наблюдательности.
- Научить детей писать цифру 9.
- Продолжать работу по составлению выражений с опорой на рисунки.
- Развивать способность формулировать выводы.
- Развивать умение работать в паре.
- Развивать умение слушать другого.
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, готовность помочь.
- Развивать умение самооценки.
- Формирование положительной мотивации.
- Учить ориентироваться в учебнике.
Ход урока
Организационный момент.
Вы проверили, ребята?
На столе у вас порядок?
Актуализация знаний.
Приложение. Слайд 1. Малыш.
– Кто узнал, герой какого произведения у нас в гостях? (Малыш, из произведения “Малыш и Карлсон”.)
– Кто написал эту историю? (Астрид Линдгрен.)
Ребята, Малыш, как и вы, учится в первом классе.
– Как вы думаете, почему он грустит? (Он ждет своего друга Карлсона.)
Карлсон прилетит, когда на небе засветит солнышко и не будет тучек.
– Вы хотите помочь друзьям встретиться?
Слайд 2. Задача.
Работа с задачей в стихах (чтение 2 раза).
Шесть орешков белка
Вешала на ветку.
Ежик белку повстречал
И два желудя ей дал.
Сколько орешков у белки
Будет на ветке?
– Что известно? Что надо узнать?
– Каким действием? (Сложением.)
– Составьте выражение к рисунку. 6 + 2.
Убрать тучку.
– Найдите значение выражения. 6 + 2 = 8.
– Что обозначает каждое число в выражении? (Целое, части.)
– Прочитайте по-разному.
Убрать тучку.
– Найдите полученный результат на числовом отрезке. (На доске.) Что вы можете рассказать о числе 8.
Убрать тучку.
Слайд 3. Солнышко.
Постановка проблемы.
Пусть это солнышко дарит вам хорошее настроение.
А вот и Карлсон.
Слайд 4. Встреча друзей
Слайд 5.
Пока Малыш ждал своего друга, он построил поезд.
– Сколько вагонов он соединил в поезде? (8)
– Посмотрите, сколько вагонов стоит отдельно? (1)
Составьте выражение 8 +1.
Запись в тетрадь.
– Какое число при счете следует за числом 8?
– Как получить 9? (Сделать вправо 1 шаг.)
– Сколько стало вагонов? (9)
Слайд 6.
– Который по счету последний вагон? (Девятый.)
– Сколько точек дорисуем в последней карточке? Откройте учебник на стр.16 и
дорисуйте в пустой карточке простым карандашом точки.
– Ребята, назовите тему урока.
– Что бы вы хотели узнать про число и цифру 9?
– По какому плану мы изучали все числа и цифры? (Вспомнить план, алгоритм.)
Слайд 7.
– Как вы думаете, чему будем сегодня учиться?
Открытие нового знания.
Малыш хочет поиграть с Карлсоном в математический поезд. Но вот проблема, Карлсон ничего не знает о числе 9. Он очень расстроен. Сможете ли вы ему помочь?
Ребята, что вы знаете о числе 9?
– По какому признаку можно разбить вагоны поезда Малыша на части?
Слайд 8.
1) По размеру 1 + 8.
2) По цвету 2 + 7.
3) 3 + 6 – по какому признаку составлено это выражение?
4) 4 + 5 – как получили это выражение?
– Чему равно значение выражений? (9)
– Какой вывод можно сделать? (Число девять можно получить , складывая части
по-разному.)
Слайд 9.
– Ребята, посмотрите, что делает Карлсон? Что предлагает нам Карлсон?
Физкультминутка.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Раз, два, три.
Ножками потопали,
Раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Слайд 10.
– Как вы думаете, о чем задумался Малыш? (Задумался, как записать это число.)
– Где вы можете посмотреть, как правильно написать цифру? (В учебнике.)
– Какую страницу надо найти в учебнике?
Прочитайте в учебнике на стр.16, текст под ! знаком. Что обозначает в нашем учебнике этот знак?
– О чем вы узнали?
Число девять обозначается цифрой 9. (Показ цифры.)
Слайд 11.
– На что похожа цифра 9? (Ответы детей.)
– Вот так увидел цифру 9 поэт С.Я.Маршак
Цифра 9, иль девятка
Цирковая акробатка
Если на голову встанет
Цифрой 6 девятка станет.
– А вы согласны со словами поэта?
– А другой поэт:
Я важней всех потому
Что запутать всех могу
Если я перевернусь,
То другою окажусь.
– Почему эта цифра Важной себя называет? (Она обозначает самое большое число.)
– В русских народных сказках действие часто происходит в “тридевятом царстве…”, “за тридевять земель…”, т. е. очень далеко, т. к. в старину счет велся девятками.
Объяснение: Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого правого полуовала. Начинаем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла клетки. Закругляем, ведем вниз до середины клетки, закругляем, ведем вверх к началу овала и затем вниз по правой стороне касаемся нижней линии и поднимаемся чуть выше.
– Посмотрите, как напишет цифру 9 карандаш.
– Прописываем по воздуху, на спине у соседа.
– Какую закономерность увидели?
(Дети пишут в тетрадях цифру 9, стр. 44.)
Ребята, вы помогли Малышу научиться писать цифру 9, он снова стал веселым.
Слайд 12.
Слайд 13.
Карлсон решил полетать.
– Куда прилетит Карлсон, если полетит от точки 8 вправо на 1 шаг? (На 9.)
– Какое равенство составите? 8 + 1 = 9
– Как называется число 9 по отношению к 8 ? (Последующее.)
Слайд 14.
– Из какой точки полетит Карлсон? В какую сторону он полетит? На сколько
шагов? На точку, с каким числом он прилетит? (9)
– Как можно записать? 7 + 2 = 9.
Слайд 15
– О чем хочет спросить у вас Карлсон?
– Какое равенство можно получить? (9 – 1 = 8) (Чтение по разному.)
– Как называется число 8 по отношению к 9? (Предыдущее.)
Слайд 16.
– Сколько шагов хочет пролететь Карлсон? (3)
– Из какой точки он полетит?
– В какую сторону? (Влево.)
– Где он остановится? (На 6.)
Составьте равенство. (9 – 3 = 6)
Слайд 17.
Карлсон полетал и немножечко устал.
Что предлагает сделать Карлсон? (Отдохнуть.)
Слайд 18.
Физкультминутка.
Гимнастика для глаз “Рыбки”.
Слайд 19.
Друг Малыша большой сладкоежка. Он ест плюшки, тортики, конфетки, печенье. А Малыш хочет посчитать, сколько сладостей съест Карлсон. Он увидел рисунки ребят в учебнике и представил сладости Карлсона в виде геометрических фигур.
Помогите Малышу по рисункам ребят составить и записать выражения.
Слайд 20.
– На какие части разбиты круги на рисунке Кати? (Красные и зеленые.)
– Сколько красных кругов? (1), зеленых? (8)
– Какую запись можно сделать по рисунку? 1 + 8 = 9.
Запись в тетрадь.
– Как можно записать по-другому? 8 + 1 = 9.
– Какое правило вспомнили? (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
Запись в тетрадь.
Как найти одну из частей? (Из целого вычесть известную часть.)
Какое выражение можно составить по рисунку на вычитание? 9 – 1 = 8.
Запись в тетрадь.
Можно составить еще одно равенство, чтобы решить вычитанием? 9 – 8 = 1.
Слайд 21.
Малышу и Карлсону вдвоем весело и интересно. Поработайте и вы в парах.
Выберите рисунок одного из ребят, составьте и запишите по 4 равенства. Закончите работу по моему сигналу.
Слайд 22
– Проверим вашу работу.
– Кто составил и записал равенства по рисунку Пети? Прочитайте.
– А кому понравился рисунок Вовы? Прочитайте равенства, которые вы записали.
– Кто выбрал рисунок Лены? Какие равенства вы записали?
Спасибо. Вы помогли Малышу, сосчитать сладости своего друга.
Слайд 23.
Итоги: Какие открытия вы сделали на уроке вместе с Малышом и Карлсоном?
Слайд 24.
– Ребята, оцените свою работу на уроке. (Рисование ротика в личике, в тетради.)
Слайд 25.
Вы очень хорошо поработали. Малыш и Карлсон вам говорят ….. Молодцы!
Спасибо.