Индивидуальное логопедическое занятие в подготовительной группе "Автоматизация звука "ш" в словах, слогах, предложениях"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • Упражнять в правильном произнесении звука Ш в слогах, словах и предложениях.
  • Учить определять наличие слов со звуком Ш в стихотворном тексте.
  • Продолжать учить определять место звука Ш в словах.
  • Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм.
  • Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
  • Развивать память, внимание, мелкую моторику.

Ход занятия

– Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако перед дальней дорогой надо размяться. (Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам : “Лопатка”, “Чашечка”, “Грибок”, “Ступеньки”, “Фокус” – на воздушную струю, “Парус”.)

– Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмем звук … (Ребенок узнает звук Ш по беззвучной артикуляции и произносит его.) Правильно это звук Ш. Давай повторим характеристику звука по артикуляционным признакам.

– Что делают наши губки, когда произносим звук (вытягиваются трубочкой).
– Где находится язык? Какой он – узкий или широкий? (Язык широкий, “чашечкой” поднят вверх.)
– Как мы произносим звук Ш с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Это гласный или согласный звук?. Загибай пальчики и повтори какой звук Ш (согласный, твердый, глухой).

– Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Ш. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (Логопед медленно читает стихотворение, а ребенок каждое слово со звуком Ш обозначает фишкой-кружком, выкладывая дорожку.)

Для … Мишутки … малыша …
Маша … вяжет … теплый … шарф …
Шарф … на … шею … он … повяжет …
И … тихонько … Маше … скажет …

Спасибо!

– Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа. (Ребенок пальчиками имитирует прыжки по кочкам-кружочкам, разложенным на столе.)

– Подошли мы к реке, а моста нет, только “доски” какие-то лежат. (На столе кучкой лежат 6 картинок.) Давай разберем эти “доски”, может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук Ш в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова. (Ребенок раскладывает картинки-“доски” в зависимости от места звука в слове.)
– Давай немного с тобой отдохнем и выполним физкультминутку. Повторяй за мной все движения:

Папа был большой, большой (поднимают руки вверх).
Мама с ним – пониже ростом (руки на уровне груди, вытянуты вперед)
А сыночек просто крошка (садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил (встают и имитируют игру на погремушках
Произнося слова “динь, динь”).

– Вот теперь давай построим мост. Выкладывая мост из этих “досок”, к каждой картинке подбирай слово: машина какая?, петушок какой?... (Ребенок строит мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова. Логопед фиксирует себе эти слова и, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз.)

Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, если подберем слова наоборот.

Маленький – …большой
Узкий – … широкий
Плохой – … хороший

– А тут нас встречает гномик Антошка (логопед показывает куклу дразнилку). Он любит все маленькое и все предметы у него маленькие.

У Антошки не большая шляпа, а маленькая …
У Антошки не большие шорты, а маленькие … …
У Антошки не большая рубашка, а маленькая …
У Антошки не большие уши, а маленькие …

(Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее, словом в уменьшительно-ласкательной форме.)

– Антошка привел нас на необычную полянку (игра-лабиринт). Нам помогут пройти этот лабиринт друзья Антошки. Они тебе помогут найти выход и запомнить дорогу (логопед предлагает оставлять картинку с изображением друга на лабиринте и придумать словосочетание с этим словом).

– Ну что ж, вот мы и вышли из лабиринта и нам пора возвращаться. Давай возьмем с собой в гости гномика Антошку. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнила? Логопед поочередно читает зафиксированные слова придуманные ребенком для слов на “досках”. (Ребенок вспоминает и называет картинку, переворачивает ее и проверяет правильность ответа.)

Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давай поселим гномика Антошку к нашим зверушкам.

А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?