Цели.
Образовательные.
- Познакомить учащихся с историей открытия витаминов, их классификацией, значением для организма.
- Дать понятие об авитаминозе, гиповитаминозе и гипервитаминозе.
- Сформировать понятие о сохранении витаминов в пище.
- Научить определять наличие витаминов с помощью химических реакций.
Воспитательные: привить культуру здорового образа жизни.
Развивающие:
- Сформировать познавательные потребности школьников
- Привить интерес к предметам.
- Развивать внимание, творческую активность.
Оборудование:
- Раздаточный материал.
- Химические реактивы: раствор крахмала, раствор йода, раствор хлорида железа (3).
Ход урока
1. Актуализация и проблемная ситуация.
Учитель химии:
Здравствуйте, ребята! Как хорошо,что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, т.е. желаем здоровья.
Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с каким-то предметом, его можно заменить. Но заменить свой организм человек не в силах.
Значит, нужно бережно относиться к своему организму, заботимся о нем, чтобы долгие годы оставаться здоровым.
Учитель биологии:
Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком- нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами и причалил к ближайшему острову. Каково же было их удивление, когда через несколько месяцев, когда корабли следовали назад, они увидели своих товарищей живыми и здоровыми. Остров назвали Кюрасао (оздоравливающий).
- Что же спасло моряков от гибели?
- О чем мы будем говорить на уроке?
- Что вы хотите узнать о витаминах?
Слайд 1-3
2. Совместное открытие знаний.
Учитель биологии:
Рациональное питание человека предусматривает то, что в рацион питания должны входить белки, жиры, углеводы и минеральных солей (слайд 3). Но жизненный опыт показывает, что существует ряд болезней, связанных с питанием. Эти болезни были в том числе и у людей, которые не испытывали недостатка белков, жиров, углеводов и минеральных солей. Врачи-практики давно предполагали, что существуют еще какие-то вещества, нужные человеку. Слайд 4
- Что же привело к открытию витаминов?
Слайд 4-7
Учитель химии:
Прежде чем познакомиться с классификацией витаминов, мы должны знать, чем с точки зрения химии являются витаминами.
Витамины - это низкомолекулярные органические вещества различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живых организмах. Для нормальной жизнедеятельности они нужны в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей.
Отсутствие витаминов в пище - авитаминоз. Недостаток витаминов - гиповитаминоз. Избыток витаминов - гипервитаминоз. Слайд 8, 9
Откройте учебник и с помощью учебника заполните схему. Слайд 10, 11
Учитель биологии:
Сейчас поработаем в группах. Каждой группе необходимо ответить на вопросы по различным видам витаминов.
- Как сказывается на организм отсутствие витаминов?
- В каких продуктах он содержится?
Выступления учащихся. Слайд 12
Учитель химии:
Слайд 13 - чтение стихотворения.
Итак, витамины в пище довольно быстро разрушаются. Как же сохранить витамины в пище?
Выступление учащегося. Слайд 14-16
Сейчас мы вновь поработаем в группах, выполним лабораторный опыт “обнаружение витаминов”.
Но прежде чем перейти к работевспомним правила по ТБ. Слайд 17-19
Выполнение лабораторного опыта и запись результатов в таблицу. Слайд 20
Учитель биологии:
Вспомним начало урока, когда я рассказывала об экспедиции Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки?
А теперь внимание – черный ящик. В нем находится плод тропического растения. В большом изобилии он растет на о. Кюрасао. В нем много витамина “С”. В народе его применяют как профилактическое средство против гриппа. Что Это? (Лимон)
Учитель химии:
Итак, витамины содержатся в пище, но медицинская промышленность выпускает большое количество витаминных препаратов. Витаминные препараты отличаются по составу. Слайд 21
Препараты первого поколения состоят из одного компонента. Это аскорбиновая кислота, витамины “А” “Е” “Д” Их используют в лечебных целях.
Препараты второго поколения- это поливитаминные комплексы. Кроме витаминов они содержат микроэлементы и определенные минеральные соли, которые улучшают усвоение витаминов.
Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микро и макроэлементы, но и другие добавки: экстракты лекарственных растений, спирулину, фруктовые соки.
3. Применение знаний.
Работа в группах. Группам выдаются таблички с названиями витаминов. Учитель задает вопросы, а группы поднимают соответствующую табличку с ответом.
- Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота.
- Витамин, при отсутствии которого возникает болезнь бери-бери.
- При отсутствии какого витамина у детей возникает рахит?
- Витамин роста.
- Витамин, при отсутствии которого возникает цинга.
- Шиповник- это кладовая витамина?
- Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения.
- Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман.
- Витамин, при отсутствии которого возникла смерть полярных исследователей.
- Содержится в больших количествах в печени трески и рыбьем жире.
- В моркови содержится большое количество.
- Этот витамин можно определить с помощью раствор йода и крахмала.
- Витамин, разрушающейся при взаимодействии с воздухом и металлом.
- Витамин, образующейся в коже при действии солнечных лучей.
4. Заключение.
Поль Брег писал: “Жизнь сама по себе является чудом. И это чудо находится в наших руках. Жизнь восхительна. Это сокровище из сокровищ”.
Чтобы жизнь была долгой и счастливой необходимо быть здоровым. А для этого надо вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
Русский народ всегда славился своей мудростью. Доказательством служат русские пословицы. Слайд 22. На этом урок закончен. Мы хотим пожелать вам здоровья, бережного отношения к своему организму.
Приложение
Лабораторная работа
1. Обнаружение витамина “С” в яблочном соке.
В пробирке находится яблочный сок. К нему необходимо добавить немного раствора крахмала. Далее по каплям раствор йода. Что наблюдаете?
2. Обнаруженики витамина “А”.
В пробирке находится масляный раствор витамина. К нему необходимо добавить раствор хлорида железа (3).
Что наблюдаете?