Интегрированный урок химии и биологии по теме "Витамины"

Разделы: Химия, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели.

Образовательные.

  1. Познакомить учащихся с историей открытия витаминов, их классификацией, значением для организма.
  2. Дать понятие об авитаминозе, гиповитаминозе и гипервитаминозе.
  3. Сформировать понятие о сохранении витаминов в пище.
  4. Научить определять наличие витаминов с помощью химических реакций.

Воспитательные: привить культуру здорового образа жизни.

Развивающие:

  1. Сформировать познавательные потребности школьников
  2. Привить интерес к предметам.
  3. Развивать внимание, творческую активность.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал.
  2. Химические реактивы: раствор крахмала, раствор йода, раствор хлорида железа (3).

Ход урока

1. Актуализация и проблемная ситуация.

Учитель химии:

Здравствуйте, ребята! Как хорошо,что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, т.е. желаем здоровья.

Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с каким-то предметом, его можно заменить. Но заменить свой организм человек не в силах.

Значит, нужно бережно относиться к своему организму, заботимся о нем, чтобы долгие годы оставаться здоровым.

Учитель биологии:

Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком- нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами и причалил к ближайшему острову. Каково же было их удивление, когда через несколько месяцев, когда корабли следовали назад, они увидели своих товарищей живыми и здоровыми. Остров назвали Кюрасао (оздоравливающий).

  • Что же спасло моряков от гибели?
  • О чем мы будем говорить на уроке?
  • Что вы хотите узнать о витаминах?

Слайд 1-3

2. Совместное открытие знаний.

Учитель биологии:

Рациональное питание человека предусматривает то, что в рацион питания должны входить белки, жиры, углеводы и минеральных солей (слайд 3). Но жизненный опыт показывает, что существует ряд болезней, связанных с питанием. Эти болезни были в том числе и у людей, которые не испытывали недостатка белков, жиров, углеводов и минеральных солей. Врачи-практики давно предполагали, что существуют еще какие-то вещества, нужные человеку. Слайд 4

- Что же привело к открытию витаминов?

Слайд 4-7

Учитель химии:

Прежде чем познакомиться с классификацией витаминов, мы должны знать, чем с точки зрения химии являются витаминами.

Витамины - это низкомолекулярные органические вещества различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живых организмах. Для нормальной жизнедеятельности они нужны в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей.

Отсутствие витаминов в пище - авитаминоз. Недостаток витаминов - гиповитаминоз. Избыток витаминов - гипервитаминоз. Слайд 8, 9

Откройте учебник и с помощью учебника заполните схему. Слайд 10, 11

Учитель биологии:

Сейчас поработаем в группах. Каждой группе необходимо ответить на вопросы по различным видам витаминов.

- Как сказывается на организм отсутствие витаминов?

- В каких продуктах он содержится?

Выступления учащихся. Слайд 12

Учитель химии:

Слайд 13 - чтение стихотворения.

Итак, витамины в пище довольно быстро разрушаются. Как же сохранить витамины в пище?

Выступление учащегося. Слайд 14-16

Сейчас мы вновь поработаем в группах, выполним лабораторный опыт “обнаружение витаминов”.

Но прежде чем перейти к работевспомним правила по ТБ. Слайд 17-19

Выполнение лабораторного опыта и запись результатов в таблицу. Слайд 20

Учитель биологии:

Вспомним начало урока, когда я рассказывала об экспедиции Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки?

А теперь внимание – черный ящик. В нем находится плод тропического растения. В большом изобилии он растет на о. Кюрасао. В нем много витамина “С”. В народе его применяют как профилактическое средство против гриппа. Что Это? (Лимон)

Учитель химии:

Итак, витамины содержатся в пище, но медицинская промышленность выпускает большое количество витаминных препаратов. Витаминные препараты отличаются по составу. Слайд 21

Препараты первого поколения состоят из одного компонента. Это аскорбиновая кислота, витамины “А” “Е” “Д” Их используют в лечебных целях.

Препараты второго поколения- это поливитаминные комплексы. Кроме витаминов они содержат микроэлементы и определенные минеральные соли, которые улучшают усвоение витаминов.

Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микро и макроэлементы, но и другие добавки: экстракты лекарственных растений, спирулину, фруктовые соки.

3. Применение знаний.

Работа в группах. Группам выдаются таблички с названиями витаминов. Учитель задает вопросы, а группы поднимают соответствующую табличку с ответом.

  • Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота.
  • Витамин, при отсутствии которого возникает болезнь бери-бери.
  • При отсутствии какого витамина у детей возникает рахит?
  • Витамин роста.
  • Витамин, при отсутствии которого возникает цинга.
  • Шиповник- это кладовая витамина?
  • Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения.
  • Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман.
  • Витамин, при отсутствии которого возникла смерть полярных исследователей.
  • Содержится в больших количествах в печени трески и рыбьем жире.
  • В моркови содержится большое количество.
  • Этот витамин можно определить с помощью раствор йода и крахмала.
  • Витамин, разрушающейся при взаимодействии с воздухом и металлом.
  • Витамин, образующейся в коже при действии солнечных лучей.

4. Заключение.

Поль Брег писал: “Жизнь сама по себе является чудом. И это чудо находится в наших руках. Жизнь восхительна. Это сокровище из сокровищ”.

Чтобы жизнь была долгой и счастливой необходимо быть здоровым. А для этого надо вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

Русский народ всегда славился своей мудростью. Доказательством служат русские пословицы. Слайд 22. На этом урок закончен. Мы хотим пожелать вам здоровья, бережного отношения к своему организму.

Приложение

Лабораторная работа

1. Обнаружение витамина “С” в яблочном соке.

В пробирке находится яблочный сок. К нему необходимо добавить немного раствора крахмала. Далее по каплям раствор йода. Что наблюдаете?

2. Обнаруженики витамина “А”.

В пробирке находится масляный раствор витамина. К нему необходимо добавить раствор хлорида железа (3).

Что наблюдаете?