Цели:
- обучающая:
Оборудование: проектор, компьютер, географический атлас, хрестоматия “Хочу все знать”, словари, учебные справочники, учебник “Окружающий мир” 4 класс, часть 1. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова.
Ход урока
1. Организационный момент. – 1 мин.
– Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
2. Сообщение темы и целей урока. – 3 мин.
– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам надо разгадать кроссворд.
– Молодцы, вы узнали название природной темы, по которой сегодня нам предстоит путешествовать, узнать об ее особенностях, животном и растительном мире и о том, какие экологические проблемы пустыни могут возникать.
Вопросы к кроссворду:
- “…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метелки шалфея, и маки и много-много других”.
- В какой экосистеме мхи и лишайники являются главными “кормильцами”.
- Над рекой широкой
Сумраком покрыт.
В тишине глубокой
… густой стоит. - Зона ледяных пустынь.
- Средний ярус в лесу.
- Снега копытами касаясь,
Ходит по тундре красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. - Наука о взаимодействии живых организмов с нашим общим домом – природой.
Ключевое слово: пустыня.
3. Проверка знаний. – 5 мин.
– Перед тем, как продолжить изучение природных зон, а именно изучение пустыни, мы должны убедиться, что хорошо знаем особенности других природных зон, о которых мы говорили ранее. Давайте все вместе заполним таблицу. (Таблица на слайде.) А следить за правильностью заполнения будут наши консультанты.
Арктика | Тундра | Лесная зона | Степь | |
Географическое положение | ||||
Климатические условия | ||||
Растительный мир | ||||
Животный мир | ||||
Деятельность человека |
(Класс на уроках окружающего мира делится на 4 группы: географы, ботаники, зоологи, экологи. В каждой группе выбирается консультант, который является ведущим в организации работы.)
– Если мы правильно заполним таблицу, то сможем полюбоваться видом этих
природных зон.
– Что же мы знаем об этих природных зонах, каковы их особенности?
(Коллективное заполнение таблицы при помощи групп).
(По мере заполнения таблицы, учитель показывает слайды).
4. Физкультминутка. – 1 мин.
По родному краю дружно мы шагаем. (Ходьба на месте.)
Справа от нас зеленый луг, (поворот)
Слева находится лес. (Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку – скок. (Прыжки.)
Сова крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух. (Махи руками)
Солнце над деревьями светит нам, (повороты головы)
Мы рады ягодам и грибам. (Наклоны.)
5. Введение в тему. – 1 мин.
– Покинув ледяные просторы Арктики, холодную тундру, приветливые леса и степное раздолье, мы с вами оказались на самом юге России, а точнее на юго-западе.
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
– Вот как выглядит пустыня.
– Пустыня – это желтое и голубое. Желтое – пески под ногами, везде, куда упадет взгляд и еще дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыни такое же необъятное, как пески. Пески, небо, земля, опаленная солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары – вот такая пустыня.
6. Изучение нового материала. 15 мин.
а) работа в группах
– Изучать пустыню мы будем по плану:
- Границы зоны.
- Поверхность в пустыни.
- Климат.
- Растительный и животный мир.
- Население, деятельность людей.
- Охрана природы.
– Каждая группа, используя текст учебника, хрестоматию “Хочу все знать”, словари, наши справочники подготовят рассказ о пустыни.
1-я группа – географы.
Задание: При помощи атласа попробуйте определить границы зоны пустынь. Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? Не забудьте исследовать поверхность пустынь.
2-я группа – ботаники.
Задание: Используя текст учебника, подготовьте краткое сообщение о том, какова же будет растительность в пустыни.
3-я группа – зоологи.
Задание: Используя иллюстрации и текст учебника, ответьте на вопрос: “Верно ли утверждение: “Пустыня – мертвая местность”?
4-я группа – экологи.
Задание: выявите экологические проблемы пустыни и пути их решения. В это вам поможет текст учебника.
б) выступления детей
(После подготовки – выступление от каждой группы. Во время выступления детей учитель показывает слайд – таблицу.)
Пустыня | |
Географическое положение | Расположена на юго-западе нашей страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона. |
Климатические условия | Лето в пустыни жаркое: поверхность нагревается днем до
+70°, а в тени выше 40 градусов. Ночью прохладно, потому что песок и
глина быстро остывают. В пустыни мало выпадает осадков, лето длится 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12° и длится 2–3 месяца. |
Растительный мир | Верблюжья колючка, колосняк, джузгун, кактус, саксаул, песчаная осока, солянка, песчаная акация |
Животный мир | Верблюд, змеи, ящерицы, кулан, пустынный хорек – перевязка, земляной зайчик, джейран. |
Деятельность человека | Скотоводство и земледелие на орошаемых территориях |
Экологические проблемы |
|
7. Закрепление изученного материала. – 6 мин.
– Чтобы закрепить наши знания, предлагаю вам составить “синквейн”. Сначала каждый
работает самостоятельно, а затем вместе в своих группах. Лучший “синквейн”, по-вашему, мнению, вы озвучиваете.
(Рекомендации по составлению “синквейна” всегда находятся у учащихся в учебнике.)
Правила написания синквейна:
- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- Пятая строчка – это слово-резюме, т.е. слово, отражающее суть темы.
(Ответы детей. Например:
Пустыня.
Необъятная, песчаная.
Печет, обманывает, завораживает.
Жарко и хочется пить.
Природная зона.)
8. Рефлексия. – 1 мин.
– Закончите, пожалуйста, фразу: Сегодня на уроке я:
Научился…
Было интересно…
Было трудно…
(Те, учащиеся, которые желают вслух озвучить свою фразу – высказываются.)
9. Выставление оценок. – 1 мин.
(Оцениваются те учащиеся, кто составил лучшие “синквейны”, кто активно и результативно работал на уроке).
10. Домашнее задание. – 1 мин.
– Нарисуйте пустыню так, как вы ее себе представляете. Думаю, что это задание будет вам всем интересно, ведь фантазия человеческая безгранична.
Разноуровневое задание:
1-й уровень: назвать отличительные признаки пустыни;
2-й уровень: рассказать о растениях и животных пустыни, занесенных в Красную книгу;
3-й уровень: рассказать об экологических проблемах пустыни и как их можно предотвратить.
(Проводится инструктаж по выполнению домашнего задания, обращая внимания на различные уровни сложности.)
– Спасибо всем за работу!