Модульный урок "Решение показательных уравнений в 10-м классе

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Развивать познавательную активность учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы.
  2. Формировать умения работать индивидуально, оценивать свои возможности.
  3. Получать новые знания по этой теме.

Ход урока

Учитель: Работа на уроке состоит из пяти учебных элементов, каждый учебный элемент содержит указания учителя.

Учебный элемент №1.

Цель: уметь решать уравнения вида: ах = ау.

Указания учителя: см. учебник под редакцией Алимова стр.77 примеры 1 и 2.

Решите уравнения самостоятельно (15 минут).

  1. 3х = 81 (1 балл)
  2. 253х+1 = (1/5)х (2 балла)
  3. (3/7)х+1 = (7/3)5х-3 (2 балла)

Проверяют ответы учащиеся по контрольному листу (Приложение 1), который находится у учителя. Если набрали больше 3 баллов, то переходите к следующему элементу.

Учебный элемент №2.

Цель: уметь решать уравнения способом разложения на множители

Указания учителя: см. записи в тетради.

Решить уравнение: 3х+1 – 2*3х-2 = 25, выносим за скобку общий множитель 3х-2,
получим 3х-2(33 – 2) = 25,3х-2*25 = 25,откуда 3х-2 = 1, х – 2 = 0, х = 2.

Решите уравнения самостоятельно (20 минут).

  1. 2х+4 – 2х = 120 (2 балла)
  2. 5х+1 + 5х + 5х-1 = 31 (3 балла)
  3. 3х+2 – 5*3х = 36 (2 балла)

Проверьте ответы по контрольному листу (Приложение 2). Если набрали больше 2 баллов, то переходите к следующему элементу.

Учебный элемент №3.

Цель: уметь решать уравнения методом замены.

Указания учителя: см. учебник под редакцией Алимова с.76.

Решите уравнение: 36х – 4*6х – 12 = 0

Сделаем замену переменной: 6х = t, t > 0, получим t2 – 4t – 12 = 0,
Д = 16 – 4*(-12) = 64, тогда t1 = 6, t2 = -2
6х = 6, х = 1.
6х = -2, нет корней.
Ответ: х = 1.

Решите уравнения самостоятельно (20 минут).

  1. 4х3*2х = 4 (2 балла)
  2. 22х+1 + 7*2х = 4 (3 балла)
  3. 9х 3х+1 = 54 (3 балла)

Проверьте ответы по контрольному листу (Приложение 3). Если набрано больше 3 баллов, то переходите к следующему элементу.

Учебный элемент №4.

Цель: уметь распознавать типы показательных уравнений по методу решения.

Предлагаются уравнения:

  1. 5х*х-15 = 25х
  2. 165-3х = 0,1255х-6
  3. 3х+2 +3х = 180
  4. 22х+1+72х + 3 = 0
  5. 4*3х+2 + 5*3х+1 – 6*3х = 5

Начертите таблицу и внесите в неё уравнения, определив для каждого свой столбик, а именно:

  1. Уравнения вида ах = ау.
  2. Уравнения, решаемые разложением.
  3. Уравнения, решаемые методом замены.

Решите по одному уравнению из каждого столбика. Проверьте решения по контрольному листу (Приложение 4). За каждое уравнение 2 балла, время на этот элемент 20 минут.

Учебный элемент №5.

Цель: подведение итогов урока.

Сложите баллы, выставляем заработанную на уроке оценку:

24-30 баллов – оценка 5;
16-23 баллов – оценка 4;
10-15 баллов – оценка 3;
менее 10 баллов – Нужно ещё над этой темой поработать!

Каждый ученик делает самоанализ своей работы на уроке.

  • Я умею...
  • Я знаю...
  • Мне нравится...
  • На уроке я чувствовал себя...
  • Хотелось бы лучше научиться...

Задаётся домашнее задание №218, №222.