Цель:
- учить детей сравнивать, обобщать, давать характеристики героям;
- учить понимать глубину произведения; анализ художественного произведения.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить с произведением "Мороз Иванович", его содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать "вдумчивое чтение".
- Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать умение анализировать, обобщать.
- Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Анализ рисунков.
II. Знакомство с русской народной сказкой «Морозко».
1. До знакомства.
- Вспомните какую народную сказку мы недавно прочитали? («Царь-девица».)
- А почему она народная? Есть ли у неё автор? (Автор когда-то был. Но кто он мы не знаем. Сказки раньше не записывали, а рассказывали устно. Так что у сказки много авторов, её сочинял и переделывал народ.)
- Что же это за авторские сказки? (Каждый автор написал свою сказку.)
- Какие авторские сказки мы с вами читали? (Сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», П. Ершова «Конек-горбунок».)
- Вспомните, как родились сказки Пушкина, сказка Ершова? (Из народных сказок, услышанных ими в детстве.)
- Сегодня мы увидим, как рождается авторская сказка из народной, чем они похожи, а чем отличаются.
- Мы сегодня вспомним русскую народную сказку «Морозко».
(Просматриваем диафильм «Морозко» (Слайды 2-46), читает учитель.)
2. Беседа о героях сказки, о языке.
- Назовите положительных героев сказки, отрицательных, нейтральных персонажей. (Составляем таблицу.)
(Слайд 47)
- Кто в сказке волшебный персонаж? (Морозко. В нем отразилась мечта людей о справедливости: зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, доброта награждены.)
- Были ли в сказке устойчивые сказочные выражения? Повторы? Зачин?
- Читая сказку, мы узнали о жизни народа, его обычаях, верованиях. Во многих сказках есть герой, который предсказывает, что случится позже. Чаще всего это животные, потому что люди раньше поклонялись силам природы и животным. В сказке «Морозко» это собака.
- Как жил простой народ?
- Что ценилось в людях?
Физкультурная минутка.
(Слайд 48)
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем – и снова в путь!
Рукодельницы слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянитесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
III. Чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович».
(Читают подготовленные дети.)
1. Работа с текстом до чтения.
- Откройте стр. 39. Прочитайте фамилию автора и название сказки.
- Откуда я узнала, что это сказка? (Написано после заголовка.)
- У этой сказки есть автор, значит сказка авторская.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 39.
- Вы догадались о чем будет сказка? Почему вы так думаете?
- Кто такой Мороз Иванович?
2. Чтение сказки по частям.
(1-ую часть дети читают вслух.)
(Слайд 49)
- Говорят ли имена девочек об их делах? Что означает слово рукодельница? Какие в нем два корня?
Какой корень в слове ленивица? Придумайте к слову ленивица родственные слова.
- Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он не похож на народный.)
- Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?
Какое выражение использует автор, чтобы показать лень девочки, её пустые дела? (Ленивица считала мух.)
(2-ую часть дети читают вслух. После чтения 1-ого абзаца отвечаем на вопрос автора.)
- Как бы вы поступили на месте девочки?
После прочтения:
- Кто ей встретился в волшебном колодце и о чем попросил? (Печка с пирожком, яблонька.)
Выборочное чтение по вариантам.
(Слайд 50-51)
1 вариант – найти, о чем просит пирожок и как отнеслась к просьбе пирожка девочка.
2 вариант – найти о чем просит яблонька и как отнеслась к просьбе яблоньки девочка.
- С чего началась встреча Мороза Ивановича и Рукодельницы?
- Каким вы себе представляете Мороза Ивановича?
- Как вы думаете, пройдет ли девочка все испытания? (Предположения детей.)
- Чтобы проверить ваши предположения, давайте прочитаем третью часть.
(Чтение 3-й части.)
- Легко ли Рукодельнице было взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?
- Сколько вопросов задала девочка старику? (Три.)
Выборочное чтение вопросов и ответов (групповая работа).
Одна группа читает вопрос девочки, другая группа – ответ Мороза Ивановича.
- Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?
- Как он отблагодарил её за работу?
Сравнение с народной сказкой «Морозко».
(Слайд 52)
- Чем отличаются герои сказок? (В сказке Одоевского девочки имеют имена, ярче описаны дела по дому; есть описание Мороза Ивановича, поэтому его легче представить; разговаривают пирожок, яблочко; есть поучительный диалог Мороза Ивановича и Рукодельницы.)
(Слайд 53)
- Это ещё не все, чем отличается народная сказка от авторской. На следующем уроке мы продолжим сравнение.
V. Итог урока.
(Слайд 54)
VI. Домашнее задание.
- Прочитать 1-3 части.
- Диалог на стр. 42-43 читать выразительно.
- В тетради выполнить задание 3 на стр.6 (нарисовать дом Мороза Ивановича).