Урок литературного чтения "От сказки народной к сказке авторской. В.Одоевский "Мороз Иванович"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • учить детей сравнивать, обобщать, давать характеристики героям;
  • учить понимать глубину произведения; анализ художественного произведения.

Задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить с произведением "Мороз Иванович", его содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать "вдумчивое чтение".
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать умение анализировать, обобщать.
  3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Анализ рисунков.

II. Знакомство с русской народной сказкой «Морозко».

1. До знакомства.

- Вспомните какую народную сказку мы недавно прочитали? («Царь-девица».)

- А почему она народная? Есть ли у неё автор? (Автор когда-то был. Но кто он мы не знаем. Сказки раньше не записывали, а рассказывали устно. Так что у сказки много авторов, её сочинял и переделывал народ.)

- Что же это за авторские сказки? (Каждый автор написал свою сказку.)

- Какие авторские сказки мы с вами читали? (Сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», П. Ершова «Конек-горбунок».)

- Вспомните, как родились сказки Пушкина, сказка Ершова? (Из народных сказок, услышанных ими в детстве.)

(Приложение. Слайд 1)

- Сегодня мы увидим, как рождается авторская сказка из народной, чем они похожи, а чем отличаются.

- Мы сегодня вспомним русскую народную сказку «Морозко».

(Просматриваем диафильм «Морозко» (Слайды 2-46), читает учитель.)

2. Беседа о героях сказки, о языке.

- Назовите положительных героев сказки, отрицательных, нейтральных персонажей. (Составляем таблицу.)

(Слайд 47)

- Кто в сказке волшебный персонаж? (Морозко. В нем отразилась мечта людей о справедливости: зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, доброта награждены.)

- Были ли в сказке устойчивые сказочные выражения? Повторы? Зачин?

- Читая сказку, мы узнали о жизни народа, его обычаях, верованиях. Во многих сказках есть герой, который предсказывает, что случится позже. Чаще всего это животные, потому что люди раньше поклонялись силам природы и животным. В сказке «Морозко» это собака.

- Как жил простой народ?

- Что ценилось в людях?

Физкультурная минутка.

(Слайд 48)

Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем – и снова в путь!
Рукодельницы слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянитесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!

III. Чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович».

(Читают подготовленные дети.)

1. Работа с текстом до чтения.

- Откройте стр. 39. Прочитайте фамилию автора и название сказки.

- Откуда я узнала, что это сказка? (Написано после заголовка.)

- У этой сказки есть автор, значит сказка авторская.

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 39.

- Вы догадались о чем будет сказка? Почему вы так думаете?

- Кто такой Мороз Иванович?

2. Чтение сказки по частям.

(1-ую часть дети читают вслух.)

(Слайд 49)

- Говорят ли имена девочек об их делах? Что означает слово рукодельница? Какие в нем два корня?

Какой корень в слове ленивица? Придумайте к слову ленивица родственные слова.

- Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он не похож на народный.)

- Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?

Какое выражение использует автор, чтобы показать лень девочки, её пустые дела? (Ленивица считала мух.)

(2-ую часть дети читают вслух. После чтения 1-ого абзаца отвечаем на вопрос автора.)

- Как бы вы поступили на месте девочки?

После прочтения:

- Кто ей встретился в волшебном колодце и о чем попросил? (Печка с пирожком, яблонька.)

Выборочное чтение по вариантам.

(Слайд 50-51)

1 вариант – найти, о чем просит пирожок и как отнеслась к просьбе пирожка девочка.
2 вариант – найти о чем просит яблонька и как отнеслась к просьбе яблоньки девочка.

- С чего началась встреча Мороза Ивановича и Рукодельницы?

- Каким вы себе представляете Мороза Ивановича?

- Как вы думаете, пройдет ли девочка все испытания? (Предположения детей.)

- Чтобы проверить ваши предположения, давайте прочитаем третью часть.

(Чтение 3-й части.)

- Легко ли Рукодельнице было взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

- Сколько вопросов задала девочка старику? (Три.)

Выборочное чтение вопросов и ответов (групповая работа).

Одна группа читает вопрос девочки, другая группа – ответ Мороза Ивановича.

- Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

- Как он отблагодарил её за работу?

Сравнение с народной сказкой «Морозко».

(Слайд 52)

- Чем отличаются герои сказок? (В сказке Одоевского девочки имеют имена, ярче описаны дела по дому; есть описание Мороза Ивановича, поэтому его легче представить; разговаривают пирожок, яблочко; есть поучительный диалог Мороза Ивановича и Рукодельницы.)

(Слайд 53)

- Это ещё не все, чем отличается народная сказка от авторской. На следующем уроке мы продолжим сравнение.

V. Итог урока.

(Слайд 54)

VI. Домашнее задание.

  1. Прочитать 1-3 части.
  2. Диалог на стр. 42-43 читать выразительно.
  3. В тетради выполнить задание 3 на стр.6 (нарисовать дом Мороза Ивановича).