Основными задачами курса ИЗО являются воспитание художественного вкуса, формирование навыков работы с инструментами и умения видеть линии и формы в повседневной жизни. В начальной школе на уроках ИЗО и в быту дети наблюдали предметы, украшенные разнообразными узорами, поэтому тема "Орнаменты" включена в курс предмета. Данная разработка урока и презентация могут быть применены также в курсе пропедевтики черчения и геометрии в 5-6-х классах.
Тип урока - "Урок комбинированного типа".
Основная цель урока: формирование у учащихся понятия "орнамент", показать многообразие форм и видов орнамента. Для достижения главной цели ставятся задачи:
- Образовательная: знакомство с классификацией, научить школьников определять характер и вид орнамента;
- Воспитательная: формирование художественного вкуса, воспитание любви к русскому национальному искусству;
- Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, наблюдательности.
Оборудование урока:
- Объяснение материала ведётся с применением ТСО - компьютерной презентации POWERPOINT, поэтому необходимо наличие комплекта: персональный компьютер + проектор + экран (мультимедийная доска).
Для учителя: предметы быта и искусства, украшенные орнаментом.
Для учеников: альбом "Простые узоры и орнаменты" (автор Ю. Дорожин, изд-во "Мозаика-Синтез", 2006-2007г.), цветные карандаши.
Оформление доски: учитель заранее пишет тему урока, опорные понятия ("орнамент", виды орнамента, названия народных промыслов).
Структура урока
- Организационная часть - 3 мин.
- Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников - 2 мин.
- Актуализация знаний учащихся - 5 мин.
- Объяснение нового материала - 13 мин.
- Закрепление нового материала - 5 мин.
- Практическая работа учащихся - 10 мин.
- Подведение итогов урока, задание на дом - 2 мин.
Ход урока
При сообщении темы учитель определяет главную цель урока: знакомство учеников с орнаментом и многообразием его видов и форм. Для того чтобы учащиеся не были пассивными зрителями, учитель помогает вспомнить некоторые необходимые сведения из геометрии и повседневной жизни (проводит фронтальный опрос).
Вопросы предлагаются следующие:
- Какие геометрические фигуры вы уже знаете?
- Какие предметы квадратной формы вы можете назвать?
- Какие предметы круглой формы вы можете назвать?
- Какие народные промыслы вам знакомы?
- Почему изделия народных промыслов такие яркие и разноцветные?
Подготовив учащихся таким образом к восприятию нового материала, учитель показывает компьютерную презентацию "Орнаменты".
Основное внимание следует уделить классификации орнаментов и их назначению.
Рассказывая о русских народных промыслах, необходимо сказать о том, что очень часто орнамент нёс важную смысловую нагрузку: это украшение предметов-оберегов, защита от злых духов и тёмных сил; знаки - символы на одежде показывали социальный статус человека, состав его семьи и т.д. В конце презентации ученики отвечают на контрольные вопросы по теме урока.
Далее учитель с учениками обсуждают увиденное. Учитель показывает ребятам реальные предметы, оформленные с помощью орнамента (полотенце, расписную тарелку, глиняный резной колокольчик, книгу сказок и др.)
Графические средства создания орнамента (линии, точки, цвет и фон) учащиеся определяют с помощью учителя и записывают в рабочую тетрадь.
Для закрепления знаний предлагается выполнить задание №1 по альбому "Простые узоры и орнаменты". Учитель следит за выполнением работы, при необходимости оказывает школьникам дифференцированную помощь.
В конце урока учитель оценивает работу учащихся на уроке, объявляет отметки, даёт домашнее задание.
Задание на дом
- Закончить работу в альбоме (задание №1).
- Подготовить устный рассказ об одном из предметов с орнаментом из своего дома.