Введение.
Во взаимодействии личности и общества акцент смещается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодействия, активно проявляя себя субъектом или принимая себя в качестве объекта воздействия со стороны различных социальных структур. Особую значимость сегодня приобретает субъектная выраженность индивида, исследование процесса развития человека как субъекта, его самореализация. В связи с этим воспитание и обучение приобретают статус общественных условий, направленных на развитие личности. Воспитательные воздействия могут быть эффективными лишь в том случае, когда личность осознает, принимает их, проявляет активность. Соответственно, приоритетной задачей современного образования становится развитие субъектности ребенка по отношению к себе, ко всем своим действиям, к обществу качества, предполагающего не пассивное ожидание, а активные действия при опоре на себя, свой потенциал личностного развития. Активность, самостоятельность, инициативность становятся ведущими в определении направленности развития в современных условиях. Данные качества помогают в самоорганизации, саморегуляции личности, становлении самосознания: в умении рационально действовать и принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях.
Младший школьный возраст это период обретения нового социального статуса, понимания своего социального "Я" и активного осознанного взаимодействия с социальной средой. Социальная адаптация рассматривается, в современном мире как способность и умение жить самостоятельно. Современное образование подразумевает ориентацию образовательной системы и всего образовательного процесса на уважении прав каждого человека; на сохранении и укреплении их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Образовательная деятельность связана с высокими нагрузками, а стремление достигнуть высоких успехов в образовании часто выходит на первый план. Благополучие младших школьников, во многом зависят от того, как он адаптирован к окружающей действительности, насколько сформирована социальная позиция школьника, уровень произвольной регуляции поведения, проявляются индивидуальные особенности. Успешность адаптационного периода зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков. Социально- психологическая адаптация может длиться от двух месяцев до полугода, и от того насколько эффективно пройдёт процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребёнка, его дальнейшее отношение к школе. Особое значение приобретает вопрос, изучения эмоционально- экспрессивного развития детей, особенностей его личностного роста. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление педагога во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Известный американский психолог Э.Берн высказал мысль о том, что примерно до 10 лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Поэтому в младшем школьном возрасте эмоциональному развитию детей необходимо уделять серьезное внимание. Если в дошкольном возрасте дети испытывают небольшой спектр эмоций, то, начиная с 6-7 лет, этот круг расширяется настолько, что его трудно обозначить. Однако принято считать, что наиболее значимыми для этого возраста являются эмоции страха, интереса и радости. Следует отметить, что центральным новообразованием данного возраста является внутренняя позиция - система социальных установок, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни. Эмоции ребенка позволяют нам оценить, как протекает данный процесс, а это, в свою очередь, дает возможность при необходимости корректировать его. Таким образом, для решения всех, поставленных перед учителем целей, необходимо использовать в обучении индивидуальный подход, акцентируя внимание на серьезном изучении личности ребенка (в частности, его эмоций) и, при необходимости, корректировке психических процессов. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития субъектности младшего школьника должно способствовать раскрытию внутреннего потенциала ребенка. Изучение и развитие эмоциональных состояний детей в школе № 92 начинается с учебной программы "Азбука психологии". Организация занятий в воскресной школе предусматривает наличие специальных учебных программ, одна из которых направлена на сохранение эмоционального благополучия, и физического здоровья детей.
Актуальность данной программы определена возрастными особенностями будущих первоклассников. Социальная ситуация развития, требует активного участия и развития детей в игровой деятельности. Данная программа ориентирована на обогащение эмоционального мира дошкольников, повышение уровня толерантности через совершенствование, эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферы. Основное содержание программы занятий направленно на развитие структуры самосознания, через знакомство с характеристиками эмоциональных состояний, обобщение умений видеть собственные эмоциональные образы, создавать ситуацию успеха в общении. Поскольку эмоции заразительные, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт "проживания" эмоциональных ситуаций. Ребёнок учится жить в гармонии с собой и окружающем миром, открывает новые горизонты в познании мира, обеспечивается простор для разностороннего общения дошкольников в совместной деятельности.
Цель программы: создание условий для лучшей адаптации в детском коллективе, психического и личностного роста ребёнка, сохранение эмоционального благополучия, и физического здоровья детей.
Программа групповых занятий "Азбука психологии" составлена для детей в возрасте 6-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность: 30 минут.
Количество занятий: 14 ч., форма проведения: групповая 10 - 15 человек. Содержание программного материала развивает познавательную, и эмоционально-личностную сферы, создает ситуацию "успеха" в общении. Способствует осознанию своих эмоций, позитивному отношению к собственному "Я". Основные задачи:
1. Развивать чувство защищенности и общности путём создания эмоциональных образов, способность находить конструктивный выход из различных жизненных ситуаций, совершенствовать навыки социального поведения.
2. Формирование терпимости к различным мнениям, способности адекватно реагировать на различные ситуации окружающего мира, видеть и различать настроения других людей.
Игры на групповое взаимодействие способствуют формированию согласованности движений, где дети совместно изображают какой-либо образ, знакомятся с особенностями поведения, развивают умения понимать эмоциональных состояний других людей, все это погружает их в игровой мир и игровые отношения. Через упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, свободное и тематическое рисование реализуется потребность личности в самовыражении. Использование сюжетно-ролевых игр влияет на формирование личностных отношений к сверстникам и взрослым. В ходе проведения групповых занятий, приобретается первый опыт поведения в условиях школьной жизни, повышается, адаптационный потенциал, совершенствуется умение контролировать свое внимание на успехах и достижениях, повышается социальная активность детей. Развивается чувство принадлежности к группе, умение сдерживать нежелательные эмоции, укрепляется уверенность в себе. Улучшается самооценка, снижается уровень тревожности, создаётся ситуацию успеха, корректирует различные стороны психики, обеспечивая комплексный подход к предупреждению нарушений в личностном развитии, выявляются индивидуальные особенности.
Содержание 1 раздела. "Я" Я и другие": направлено на развитие самосознания, принятие собственного "Я", совершенствование умений в организации собственного поведения, способности видеть и замечать эмоции и настроения других людей, стремление воздействовать на ситуацию, вступать в отношения с другими людьми. Раскрывает потенциальные возможности для творческого самовыражения, улучшается эмоциональное благополучие, формируется положительного отношения к школе.
Содержание 2 раздела. "Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь": включает в себя знакомство с разными эмоциями, осознание основных каналов восприятия окружающего мира, развитие творческого воображения, умения выражать своё эмоциональное состояние и понимать эмоциональные состояния другого. Ознакомление с умением "проживать" эмоциональное состояниями в мимике, выражать негативные эмоции социально приемлемыми способами, снимать эмоциональное напряжение, всё это способствует раскрытию индивидуальных личностных особенностей, развивает чувственное восприятие, произвольность в поведении. В результате прохождения программного материала, дошкольники приобретают: знания в распознавании разных эмоций и эмоциональных состояний, определения основных понятий. Приобретаются социально-значимые навыки в проявлении доброжелательного поведения, регулировании собственных эмоций, развитии коммуникативных умений, чувства принадлежности к группе, способности к адекватному выражению чувств. Актуальность данной программы определена первыми месяцами школьной жизни, когда начинают формироваться те системы отношений первоклассника с миром и самим собой, базовые учебные установки, которые определяют успешность дальнейшего обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Для сохранения психического здоровья детей, применяются эффективные методы группового взаимодействия, способствующие психической гармонизации и развитию личности, создающие ситуацию успеха в общении со сверстниками и учителями. Реализация программы "Школа полезных привычек для первоклассников" - одна из форм работы по оказанию психологической поддержки первоклассникам на начальном этапе обучения. Каждое занятие имеет свою структуру и законченный игровой сюжет, так как игровая деятельность для первоклассников не утрачивает свою актуальность на данном этапе. Игра как один из основных метод помогает в развитие полезных социальных навыков и полностью погружает детей в игровой мир и игровые отношения. В ходе проведения занятий приобретается опыт поведения в условиях школьной жизни, развивается чувство принадлежности к группе, способность к адекватному выражению чувств.
Цель программы: способствовать созданию условий для полноценной адаптации к школьному обучению, формированию положительной учебной мотивации, принятию правил школьной жизни.
Основные задачи: предупреждение нарушений в развитии эмоционально-поведенческой и личностной сферы, улучшение адаптации учащихся; развитие умений в организации собственного поведения, формирование социально-приемлемых качеств необходимых для принятия системы школьных требований, новой социальной роли; повышение уровня социальной активности, развитие способности находить конструктивный выход из различных жизненных ситуаций.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Форма проведения: групповая 8 - 12 человек.
Продолжительность: 40 минут.
Количество занятий: 34 ч.
Раздел 1 "Я" в школе" (8 ч).
Содержание данного раздела изучает формирование ведущих мотивов учения, расширяет представлений о себе как о школьнике. Создает положительный эмоциональный настрой для улучшения группового взаимодействия.
Раздел 2 "Я" " Я" и - другие" (10ч). Содержание данного раздела направлено на создание условий для становления самосознания. Развитие эмоционально - поведенческой сферы, удовлетворение желания получать новые впечатления, дает оценку своих действий и поступков, укрепляет уверенность в себе.
Раздел 3 "Что меня окружает?" (10ч). Содержание данного раздела направлено на развитие познавательной сферы, формирование позитивного отношение к себе и окружающему миру с помощью развития чувственного восприятия. Раскрытие потенциальных возможностей для творческого самовыражения, развитие познавательных процессов.
Раздел 4 "Я" умею управлять собой?" (6ч). Содержание данного раздела направлено на обучение приёмам по снятию эмоционального и мышечного напряжения. Развивает умения сдерживать нежелательные эмоции, произвольность в поведении, способствует формированию эмоционально - положительного отношения к школе. Содержание программного материала обеспечивает комплексный подход к проблеме создания условий для полноценной адаптации к школьному обучению, благоприятному обучению и развитию. В ходе проведения занятий диагностируются и корректируются изменения, происходящие в развитии эмоционально - поведенческой и личностной сферы, первоклассников.
Список используемой литературы.
- Лебеденко Е.Н. Развития самосознания и индивидуальности. М. Прометей; Книголюб, 2003 - 64с.
- Лютова К.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб "Речь", 2005, 190с.
- Саковин Н. А. Практика сказкотерапии СПб: Речь, 2004. - 224с. Селевко Г.К. Веселова Н.Н. Сказка как средство формирования учебно- организационных умений - Журнал " Начальная школа плюс До и После" № 11, 2007- 96с.