Урок сопровождается презентацией.
Тип урока: урок изучения нового материала, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Цель:
Образовательные:
- Формирование у учащихся представления о солях как производных кислот и оснований;
- Познакомить учащихся с составом и номенклатурой солей, характеристикой отдельных представителей;
- Формирование навыков работы с химическим оборудованием
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес учащихся на уроках химии;
- Развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;
Воспитывающие:
- Воспитывать умение работать самостоятельно;
- Воспитывать чувство сплоченности, взаимопомощи;
- Воспитывать активную жизненную позицию у учащихся, умение самостоятельно принимать те или иные решения;
- Способствовать формированию художественного вкуса у учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, HCl, мел, пробирка, штатив - на каждую парту, NaCl, CaCO3 мел, мрамор, раковины моллюсков, фосфориты, апатиты, образцы промышленных упаковок различных видов поваренной соли, солонка, каравай( "хлеб-соль")
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде, чем начать урок мне хотелось бы прочитать такие слова: "Нам друг для друга нужно так немного: щепотку нежности да горсточку тепла" (слайд 3). Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
Повторение
Сегодня на уроке мы повторим основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания. Изучим еще один класс неорганических соединений- соли, научимся составлять формулы и давать им название. Проведем химический опыт. " (слайд 4).
Итак,
Дать определение: " (слайд 5).
- Что называют оксидами?
- Какие вещества называются кислотами?
- Что такое основания?
Назовите вещества: " (слайд 6).
Na2O CaO Al2О3 P2O5
NaOH Ca(OH)2 Al(OH)3
HCl HNO3 H2S H2SO4 H3PO4
Из перечня выписать: Оксиды; Основания; Кислоты (слайд 7).
CaO Ca(OH)2 HNO3
Al2(SO4)3 H3PO4 CO2
H2S NaCl Mg(OH)2 CaCO3
- Ребята, а вот те формулы, которые остались - это соли
Новая тема
На доске таблица:
Na Ca Al HCl HNO3 H2SO4 H3PO4
(Учитель объясняет правило составления и название солей)
Ребята, посмотрите и скажите: из чего состоят формулы кислот?
- из металла и кислотного остатка.
Попытайтесь дать определение: что такое соль
- Соль - сложное вещество, состоящее из иона металла и кислотного остатка" (слайд 9).
Дать название: " (слайд 10).
MgSO4 Al2(SO4)3 Fe(NO3)3 CaCO3 NaCl
Составьте формулы следующих солей: " (слайд 11).
Хлорид магния Сульфат калия Нитрат алюминия Фосфат цинка
NaCl-поваренная соль. " (слайд 12). Учитель: хлорид натрия- это единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. (Демонстрация образцов промышленных упаковок различных видов поваренной соли). Прочитайте о значении соли на стр. 110 в учебнике. Далее учитель рассказывает о русском гостеприимном обычае "хлеб-соль". ( На красивое вышитое полотенце положить хлеб и солонку из Хохломы или Гжели, который можно съесть на перемене. Рассчитывается, за какое время можно съесть пуд соли: в год каждый человек съедает 3-5 кг соли, а 16 кг - пуд, за 2 года.
CaCO3" (слайд 13). - нерастворимая в воде соль, из которой состоят покровы тела морских животных (демонстрация раздаточного материала- известняк, мел, мрамор, раковины моллюсков ).
Химический опыт" (слайд 14).
Учащимся предлагается проделать химический опыт: взаимодействие мела с соляной кислотой. (Проведение правил по ТБ)
Домашнее задание" (слайд 15).
Параграф 21 стр.109-113, упр.2,3
Подведение урока
Учащиеся достают из конверта "оценки" за урок:
Та так же активно принимаешь новые знания, как атомы неметаллов принимают электроны
Ты был(а) также активен(а), как натрий в воде
Ты активно делился полученными знаниями, как атомы металлов -электронами
Твои ответы были так же нужны, как кислород в процессе горения
Твои ответы были разными, как сложные вещества, и разноцветными, как неметаллы
Ты был(а) похож(а) на яркую химическую реакцию
Учитель: "Вы все похожи на изотопы - с разным массовым числом знаний, но одинаково большим и положительным зарядом возможностей. Спасибо за урок!" (слайд 17).