Цель: развивать интерес к уроку русского языка, расширить и углубить знания учащихся о языке, сформировать постоянное стремление работать над обогащением знаний о родном языке.
Подготовка к КВН: при подготовке к КВН необходимо постоянно подчёркивать учащимся, что знания, полученные на уроках русского языка, пригодятся им при проведении КВН, обсудить кандидатуры для команд, придумать и изготовить эмблемы, придумать название команд, выполнить домашнее задание, болельщики готовят плакаты для поддержки своей команды.
Домашнее задание: придумать сказку на одно из правил грамматики, изученных по программе 3 - 4 классов.
Требование к сказке:
1) придумать название сказки, из которого будет ясно, о каком правиле родного языка в ней будет рассказано;
2) нужно убедить учащихся, что знание данного правила им необходимо.
Оборудование: каждая группа готовит стенгазету, плакаты с высказываниями о русском языке знаменитых людей, секундомер, листочки и ручки на столах, костюмы для инсценировок, предметы для угадывания кому из сказочных персонажей они принадлежат.
Состав жюри: учитель нач. классов, библиотекарь, председатель родительского комитета класса.
Проведение КВН.
1 Ученик.
В клуб пришёл, не хмурь лица.
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!
2 Ученик.
Итак, друзья начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!..
3. Ученик.
Мы знаем, вы любите игры,
Шарады, кроссворды, загадки.
4. Ученик.
Поэтому приглашаем мы вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
Исполнение песни "КВН" (на мелодию песни "Улыбка" В.Шаинского):
Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что не говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
1 Ведущий. В нашей игре принимают участие две команды - команда::: (Запятые),
и команда::(Подлежащие)
Команды "Подлежащие" и "Запятые" приветствуют друг друга и занимают свои места.
а) Команда "Запятые":
Победу, а не поражение мы вам желаем "Подлежащие" вам!
Команда "Подлежащие":
У нас приветствие готово
Ребятам из команды "Запятые":
Соперник наш, не позабудь -
К победе очень труден путь!
б) Вместе команды приветствуют жюри:
Вам и слава и почёт!
Все мы любим точный счёт.
Команды вручают свои эмблемы. Жюри обсуждают эмблемы и приветствие команд.
Проведение конкурсов.
На каждый конкурс даётся определённое количество времени. А так же для жюри даётся пятибалльная оценка.
Ведущий. И так первое задание для наших команд. На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать.
(на доске прикреплены листы с написанными буквами, команды подходят, обсуждают.)
с о л
м в е
е с п
к я о
а к м
л о о
к м ж
а д е
в е т (Смекалка во всяком деле поможет)
Ведущий: Пусть это будет вашим девизом сегодня!
Ведущий.
а)Ребята, вам даны фразеологические обороты с одинаковыми словами, заменённые точками. Отгадайте их.
Из :.вон плохо. Мастер на все : . Сидеть сложа :. . Золотые :.. . Как :.. сняло. : - : моет.
- Команды по очереди читают полученные фразеологизмы, объясняя их смысл.
б) Что такое метафора? (вопрос к болельщикам)
- Характерный приём, состоящий в перенесении качества или признака с одного предмета на другой.
Задание командам. Попробуйте создать метафоры с данными словами:
- кипит чай (кипит работа)
- немой ребёнок (немая тишина)
- развесить игрушки (развесить уши)
- румяная девочка (румяная заря)
Ведущий. Богат русский язык. В нём много слов, которые звучат одинаково, а значение имеют разное. Необходимо записать, как можно больше слов - близнецов, т.е. омонимов.
Например: лист дерева, лист из тетради.
(Коса; лук; перо птицы, лука, от ручки; ключ; плита; кран; журавль; пятачок; месяц; соль; конь и т.д.)
Ведущий. Внимание! Слушайте следующее задание. Предупреждаю писать надо правильно и быстро.
За допущенные ошибки будут снижаться очки. Когда даётся новое задание, нужно переключаться на его выполнение немедленно, если даже вы не закончили выполнять предыдущее. (Читается очень быстро)
а) Подбери антонимы (записывается только антоним):
мир победа
правда яркий
полезный говорить
б) Подбери синонимы (записывается только синоним):
активный
смешной
аналогия
беспристрастный
радоваться
знамя
Ведущий. Ребята, не только в математике есть волшебные квадраты, но и в русском языке. Соревнуемся, кто быстрее заполнит волшебные квадраты.
р | у | к | А |
у | з | о | р |
к | о | р | А |
а | р | а | б |
1) Напишите в первом ряду по горизонтали название части тела человека;
2) Во втором ряду - красивое сочетание линий;
3) В третьем ряду - часть дерева;
4) В четвёртом - народ, живущий на ближнем востоке.
т | о | р | Ф |
о | с | е | Л |
р | е | п | А |
ф | л | а | Г |
1) Запишите в первом ряду по вертикале - вид топлива;
2) во втором ряду - упрямое животное;
3) в третьем ряду - корнеплод;
4) в четвёртом ряду - синоним к слову знамя.
- А теперь прочтите эти квадраты сверху вниз и снизу вверх. Вы получили те же слова.
Ведущий. При написании слов мы использовали буквы нашего русского алфавита, а в первом классе читали русскую азбуку.
- Скажите, пожалуйста откуда произошли названия алфавит и азбука?
(Отвечают болельщики).
а) Буква А, похожа на перевёрнутую вниз рогами голову быка. Бык у гиксов и их родственников финикиян назывался алеф, а первая буква греческого алфавита - альфа. Название второй буквы произошло от слова бет (дом). У греков вторая буква алфавита называется бета или по другому произношению вита. Из названий двух первых греческих букв (альфа и вита) и составлено слово алфавит.
б) Буквы славянской азбуки носили другие названия: а - аз, б - буки, в - веди, г - глаголь, д - добро и так далее. Так было образовано слово азбука, из двух первых букв славянской азбуки.
Нелегко было детям научиться читать. Чтобы "сложить", то есть прочитать слово рама, дети должны были назвать все буквы и слоги, а потом уже сказать слово, например: рцы-аз - ра; мыслите-аз - ма - всё вместе рама.
Ведущий. Конкурс капитанов. Сейчас вам предстоит показать, кто из вас знает больше пословиц и поговорок о языке (называют по очереди).
(-Что написано пером, не вырубишь топором.
- Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
- Живое слово дороже мёртвой буквы.
- Лучше ногой запнуться, чем языком.
- Язык до Киева доведёт.
- Мал язык, а горами качает. И т.д.)
Ведущий. А теперь подошло время проверить ваше домашнее задание. (Каждая команда представляет свою сказку. На одно из правил русского языка.)
Ведущий. И я хочу вам рассказать сказку. Послушайте! (Инсценировка сказки).
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, неожиданны, вышло Ударение и сказало:
- Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю, значение у части из вас!
Слова, конечно не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал:
- Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение - это же просто чёрточка.
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез За`мок, и возник Замо'к. Слова зашумели. А ударение продолжало доказывать свою значимость.
Ударение: (Задание болельщикам.)
а) Разгадайте мою шараду.
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь я в конфетку. (И'рис - ири'с)б) Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения.
Хочу - преображусь в название
Блестящий, шелковистой ткани. (а'тлас - атла'с)
б) Задание командам. Назвать слова, в которых изменяется смысл слова при изменении ударения.
(белки' - бе'лки, гвозди'ки - гво'здики, пироги' - пиро'ги, го'рода - города', а'тлас - атла'с, хлопо'к -х ло'пок, му'ка - мука' и т.д.)
в) Задание командам. Молодцы! Хорошо справились с задание. Следующее задание - "Говорим правильно!"
Командам за 30 секунд необходимо расставить ударение:
магазин, звонит, добыча, алфавит, свекла, столяр, воду, щавель, реку, компас, случай, ремень, портфель, цыган.
(Листочки сдаются жюри, они проверяют)
Ведущий. Устали немного. Сейчас отдохнём.
Болельщики команд противников подготовили предметы. Вам, ребята, необходимо узнать, кому эти предметы принадлежат.
Горошина - "Принцесса на горошине"
Скорлупа грецкого ореха - Дюймовочка
Синий воздушный шарик - Вини - Пух.
Золотой ключик - Буратино
Корзина с пирожками - Красная Шапочка.
Зонтик - Оле-Лукойе
Санки - Снежная королева.
Бумажный кораблик - Стойкий оловянный солдатик.
Часы - Сказка о потерянном времени.
Зеркало - Сказка о мёртвой царевне.
Подснежники - 12 месяцев.
Очаг - Буратино.
Корыто-Сказка о рыбаке и рыбке.
Манная каша - Тайное становится явным.
Ящик с апельсинами - Чебурашка.
Ведущий. И снова выходят капитаны. Следующее задание, также будет связано с литературой. За 1 минуту совместить название книг с её авторами. (С противоположных сторон разворотов доски прикреплены карточки с названиями книг и авторов, поставить в правильном порядке).
Стрижонок Скрип | Д.Свифт |
Путешествие Гуливера | А.Гайдар |
Волшебник изумрудного горда | Г.Х.Андерсен |
Вини-Пух и все-все-все | К.Чуковский |
Маугли | А.Милн |
Алиса в стране чудес | А.Волков |
Чук и Гек | Р.Киплинг |
Доктор Айболит | Л.Кэрролл |
Дюймовочка | М.Твен |
Том Сойер | В.Астафьев |
Ведущий. Я знаю, все вы любите сочинять. Необходимо досочинить строчки к стихотворениям. Это должны быть ваши сочинённые строчки, но не авторские. Задание называется "Кто-то начал, ты - продолжи!"
1 команда.
Был когда-то я знаком
С рыжим мистером Жуком
Я захотел устроить бал
И гостей к себе позвал
2 команда.
Я не зря себя хвалю
Всем и всюду говорю
Белая мышка всю зиму
Продавала соль в магазине.
Ведущий. Мы подходим к заключительной части нашего КВН. Задание называется "Снеговик - буквовик."
На плакате изображён снеговик, составленный из букв алфавита и некоторых знаков препинания.
Задание: написать буквы, из которых состоит снеговик, а из букв и знаков образовать предложение, в котором должно быть два слова. Правильно названные буквы - 2оч., верно составленное предложение - 5оч. Время выполнения 3-4 минуты. (Буквы- л, м, ы, и, ц, о, о, о, д. г, е, р. Знаки - ,! Предложение - Молодцы, герои!)
Ведущий. Молодцы! Вы хорошо потрудились. Вы действительно герои.
Пока жюри подводит итоги. Я хочу напомнить, что тема нашего КВН была "Ты наш друг, родной язык!". Это действительно так. Мне хочется рассказать вам одну историю, произошедшую в Великую Отечественную войну.
Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она попросила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова.
Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошёл в музей и всё понял: Первое, что видел каждый, были слова:
"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Небудь тебя как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"
Поэтому любите, изучайте свой родной язык. Гордитесь своим языком, ведь на нём говорило и писало великое множество людей, которые прославили нашу Родину и знают их во всём мире. Это и писатели, композиторы, художники, учёные, космонавты, поэты, политические деятели и многие, многие другие. Может кто-то и из вас станет знаменитым на весь мир, мы будем гордится вами. Чтобы хорошо знать иностранные языки, прежде всего необходимо знать хорошо свой язык.
Подведение итогов жюри. Награждение команд и активных болельщиков.