Цель:
- Развивать умение последовательному пересказу с использованием мнемотаблицы.
Задачи:
- Формирование действий целенаправленного восприятия.
- Развитие навыков планирования пересказа текста.
- Формирование у детей активного зрительного и слухового контроля правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания.
- Активизация и обогащение словаря по теме "Цветы".
- Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
Методические приемы:
- Рассматривание иллюстраций, беседа, составление мнемотаблицы, лексико-грамматические игры по тексту, отгадывание загадки, чтение рассказа, прослушивание музыкальных произведений, сюрпризные моменты.
Оборудование:
- Мультимедиа проектор, ноутбук, игрушка жука навозника, маски кобылки и жука, мнемотаблица, адаптированный текст, спички, ароматическая лампа, музыкальные компакт - диски "Малыш на лугу", "Малыш в лесу".
Предварительная работа:
- Чтение рассказа Н. Павловой "Желтый, белый, лиловый".
- Изучение лексической темы "Цветы", "Насекомые".
- Прослушивание музыкальных компакт - дисков "Малыш на лугу", "Малыш в лесу".
- Экскурсия на клумбу, на участок.
- Работа с графическими схемами.
Словарная работа:
- Кобылка, лиловый, забавные, предпочитаю.
Ход занятия
1. Игра "Кто первый?" Организационный момент. (Слайд №1)
Развитие слухового, зрительного внимания и памяти, логического мышления.
Логопед. Ребята сегодня к нам залетел гость. Послушайте про него загадку и отгадайте кто это.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
Логопед. Правильно. Это жук.
2. Игра "Мы - слушатели". Чтение адаптированного рассказа "Желтый, белый, лиловый" (по Н.Павловой). (Слайды №2 - №9)
Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.
Логопед. Хочу вам прочитать интересную историю про навозного жука, которую рассказала Павлова в своем рассказе "Желтый, белый, лиловый"
"Был хороший весенний день. Даже навозному жуку захотелось посмотреть на свет. Увидев попрыгунью-кобылку, спросил, где она живёт.
- На жёлтом лугу. Там цветут одуванчики и лютики. Как блестят лепестки у лютика! В них видишь мордочку другой кобылки.
- Я прилечу к тебе и посмотрю, - сказал жук.
Но, по привычке, всё копался и копался. И прокопался долго. А когда полетел, не нашёл жёлтого луга. И пожаловался кобылке.
- Луг-то теперь белый! Там цветут ромашка и подмаренник. Какие мелкие цветочки у подмаренника! Заберёшься между ними, точно облако. А как пахнет!
- Я прилечу и понюхаю, - сказал жук.
Но, по привычке, всё копался и копался. И прокопался долго. А когда полетел, то не нашел белого луга. И пожаловался кобылке.
- Луг-то теперь не белый, а лиловый! Там цветут колокольчики и мышиный горошек. Какие забавные усики у мышиного горошка! Он цепляется ими за травинки. И на нём так славно качаться!
- Качайся на здоровье! - сказал навозный жук. - Я больше туда не полечу. Я люблю свою родную дорогу".
3. Игра "Историки". (Слайд №10)
Развитие мышления, слуховой памяти и внимания.
Логопед. А сейчас мы проверим друг друга, хорошие ли мы историки. Я вам прочитаю отрывки из рассказа, а вы мне скажете, что было сначала, а что было потом.
1. - Качайся на здоровье! - сказал навозный жук. - Я больше туда не полечу. Я люблю свою родную дорогу.
Был хороший весенний день. Даже навозному жуку захотелось посмотреть на свет. Увидев попрыгунью-кобылку, спросил, где она живёт.
2. Там цветут колокольчики и мышиный горошек. Какие забавные усики у мышиного горошка! Он цепляется ими за травинки. И на нём так славно качаться!
Там цветут одуванчики и лютики. Как блестят лепестки у лютика! В них видишь мордочку другой кобылки.
3. - Я прилечу и понюхаю, - сказал жук.
Но, по привычке, всё копался и копался. И прокопался долго. А когда полетел, то не нашел белого луга. И пожаловался кобылке.
- Я прилечу к тебе и посмотрю, - сказал жук.
Но, по привычке, всё копался и копался. И прокопался долго. А когда полетел, не нашёл жёлтого луга. И пожаловался кобылке.
Логопед. Хорошие вы историки ребята. В се правильно сказали.
4. Игра "Исправь ошибки жука". .(Слайд №11)
Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха.
Логопед. Как вы знаете, что жуки очень любят жужжать, Жук, когда разговаривал с кобылкой, произносил слова с ошибками. Исправьте ошибки жука.
Слова: кузнежжик, одуванжик, мордожжка, цветожжки, колокольжжик.
5. Игра "Собери букет". (Слайд №12)
Развитие зрительного, слухового внимания, памяти. Закрепление названий цветов и обобщающих понятий "луговые", "садовые", "лесные".
Логопед. Кобылка пожалела жука и подарила букет, собранный из тех цветов, которые растут на его любимом лугу.
- Назовите цветы, которые растут на лугу, где живет кузнечик.Назовите одним слов эти цветы.
- Назовите цветы, которые растут в лесу. Назовите одним слов эти цветы.
- Назовите цветы, которые растут в саду. Назовите одним слов эти цветы.
Логопед. Молодцы, справились. А сейчас предлагаю немножко отдохнуть, отправиться в лес.
6. Подвижная игра "Фиалки". (по стих. Е.Серовой) (Слайд № 13)
Координация речи с движением, развитие творческого воображения, общих речевых навыков.
Логопед. Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы все с вами представим, что мы в лесу, мы маленькие лесные фиалки. Все вместе проговариваем слова и выполняем движения.
На солнечной опушке
Фиалка расцвела -
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хранится,
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.Расходимся в круг держась за руки.
Разводим руки в стороны.
Преподносим ладони к ушкам.
Поднимаем ладони вверх.
Приседаем, обнимаем колени руками.
Встаем и вытягиваем руки вперед.
Наклоняемся вперед.
"Берем" цветок, ладони лодочкой.
7. Игра "Договори предложение". Повторное чтение рассказа с договариванием предложений. (Слайд №14)
Развитие долговременной памяти.
Логопед. Ребята, я не могу вспомнить рассказ, помогите мне. Вам вспомнить помогут картинки.
"Был хороший :(весенний день). Даже навозному жуку захотелось посмотреть:(на свете). Увидев попрыгунью-кобылку, спросил, :(где она живёт).
- На жёлтом лугу. Там цветут :(одуванчики и лютики). Как блестят лепестки у лютика! В них видишь мордочку :(другой кобылки).
- Я прилечу к тебе и посмотрю, - :(сказал жук).
Но, по привычке, всё:(копался и копался). И прокопался долго. А когда полетел, не нашёл:( жёлтого луга). И пожаловался кобылке.
- Луг-то теперь:(белый)! Там цветут :(ромашка и подмаренник). Какие мелкие цветочки у подмаренника! Заберёшься между ними,: (точно облако). А как пахнет!
- Я прилечу и понюхаю, - :(сказал жук).
Но, по привычке, всё:(копался и копался). И прокопался долго. А когда полетел, то не нашел:(белого луга). И пожаловался кобылке.
- Луг-то теперь :(лиловый)! Там цветут :(колокольчики и мышиный горошек). Какие забавные усики у мышиного горошка! Он цепляется ими :(за травинки). И на нём так славно:(качаться)!
- Качайся на здоровье! - :(сказал навозный жук). - Я больше туда:(не полечу). Я люблю свою:(родную дорогу)".
8. Игра "По секрету, всему свету". Пересказ по мнемотаблице. (Слайд №15)
Развитие связной речи, диалогической, слуховой и зрительной памяти. Использование языковой трансформации.
Логопед. Какие вы молодцы ребята. Все помните и мне помогли вспомнить. Этот рассказ наш большой секрет. Мы сможем по секрету рассказать эту историю всем своим близким и друзьям. А давайте попробуем.
Пересказ по цепочке, по ролям, индивидуально (от имени жука или кузнечика).
9. Игра "Сложи жука из спичек". (Слайд №16)
Развитие мелкой моторики.
Логопед. Ребята, а жук красивый? А он вам понравился? Мы сейчас с вами сделаем портрет жука из спичек.
Я веселый, добрый жук,
Знают все меня вокруг,
Над дорогою кружу,
А зовут меня Жу-жу.
10. Игра "Фантазеры" Итог. (Слайд №17)
Логопед. Молодцы ребята. А сейчас пофантазируем. Подумайте, а что было бы, если жук вовремя попал на луг.
Вы сегодня очень хорошо потрудились. Всем предлагаю дома сложить портрет жука и родителям рассказать историю про него.