Тип урока: обобщающий урок с применением игровой технологии.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, пакет программ MS Office.
Цели урока:
- Повторение и обобщение знаний по теме: "Информация".
- Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
- Развитие у учащихся творческого мышления.
Задачи урока:
Учебная - обобщение и систематизация
знаний.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Вступительное слово учителя.
- Основной этап урока (выполнение учащимися различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера).
- Тестирование.
- Формулирование выводов.
- Рефлексия деятельности.
- Подведение итогов, выставление оценок.
- Запись домашнего задания.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Визуальная проверка домашнего задания (рабочая тетрадь Босовой Л.Л.: №38, стр. 39; №40, стр. 40), при необходимости, совместный разбор решения №39.
2. Вступительное слово учителя
Примечание: Слова учителя по тексту выделены курсивом
Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания, полученные в ходе изучения главы учебника "Информация вокруг нас". Мы вспомним определение информации, виды информации, основные информационные процессы.
3. Основной этап урока:
В ходе урока демонстрируется презентация.
Давайте вспомним, что такое "информации"?
Информация - это сведения об окружающем нас мире.
Какие виды информации по форме представления вы знаете? Приведите примеры.
Текстовая, числовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
(Слайд 2: для того чтобы просмотреть примеры, необходимо щелкнуть мышкой по названию вида информации).
Чаще всего мы имеем дело с текстовой информацией. Давайте попробуем определить, что из приведенных примеров можно отнести к тестовой информации.
(Слайд 3: при щелчке на неправильный вариант ответа - предмет пропадает). Учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске.
С каким видом информации вы встречаетесь чаще всего на уроке математике?
Числовая информация.
Определить, что из приведенных примеров можно отнести к числовой информации (Слайд 4) Учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске.
Что относится к графической информации?
(Слайд 5) Учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске.
Задание:
В данных текстах идущие подряд буквы нескольких слов образуют краткие названия видов информации. Найдите их.
(Слайд 6)
С помощью чего человек воспринимает информацию?
С помощью органов чувств.
Назовите виды информации по способу восприятия и соответствующие органы чувств.
Зрительная, звуковая, вкусовая, обонятельная, осязательная. (Слайд 7)
Все действия, которые можно совершать с информацией принято называть информационными процессами. Давайте вспомним основные информационные процессы.
Хранение, передача, обработка.
Что можно отнести к процессу обработки информации?
Кодирование, представление. (При щелчке на названии информационного процесса "обработка" открываются названия "кодирование" и " представление").
(Слайд 8)
Что использует человек для того, чтобы сохранить информацию?
Носители информации.
В каждой из представленных загадок спряталось название носителя информации. Отгадайте их название.
Слайд 9 (книга), Слайд 10 (записная книжка), Слайд 11 (дискета)
В процессе передачи информации всегда участвуют две стороны: источник информации и приемник информации. Передача информации происходит по каналу связи.
Постарайтесь угадать, какие источники информации использовали следующие сказочные герои.
Слайд 12 (зеркальце), Слайд 13 (Золотой Петушок), Слайд 14 (Солнце, ветер, Луна)
Бывает, что информацию представляют с помощью некоторого кода. Данные процесс называется кодированием. Существует великое множество способов кодирования.
Расшифруйте закодированный текст и объясните способ кодирование.
Поса шила ф фасе. (Роза жила в вазе. Способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие).
Коляманлядаля. (Команда. Способ кодирования: после каждого слога вставляется слог "ля".)
Слайд 15
Расшифруйте пословицу.
Для того чтобы проверить, верно ли выбрано слово, учащимся необходимо щелкнуть по изображению солнышка. Если ответ верный, то прямоугольник со словом окрасится в зеленый цвет, неверный вариант закроется красным прямоугольником.
Слайд 16 (Компьютер решает, а человек думает).
4. Тестирование
Учащиеся выполняют тест по теме "Информация".
(Тексты тестов взяты с диска к методическому пособию "Уроки информатики в 5-7 классах" Босовой Л.Л.)
5. Формулирование выводов
Какое устройство является универсальным при работе с информацией любого вида?
Учащиеся формулирую вывод (при необходимости учитель уточняет):
Компьютер является универсальным устройство для хранения, передачи и обработки информации. Современный компьютер умеет работать со всеми видами информации: с текстовой, числовой, графической, звуковой и видеоинформацией.
6. Рефлексия деятельности
Учащимся предлагается заполнить анкету, закончив фразу, выбрав один из вариантов ответа. При этом учащиеся могут предложить свои варианты.
Сегодня на уроке я работал: | активно / пассивно |
Задания мне показались: | интересными / скучными |
За урок я: | не устал / устал |
Мое настроение за урок: | улучшилось / ухудшилось |
Я хочу, чтобы таких уроков было: | больше / меньше |
Своей работой на уроке я : | доволен / не доволен |
7. Подведение итогов, выставление оценок.
8. Запись домашнего задания.
Рабочая тетрадь Босовой Л.Л.: №15, стр. 57
Список использованной литературы:
- Информатика: Учебник для 5 класс / Босова Л.Л. - 3-е изд., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класс / Босова Л.Л. - 2-е изд., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 87 с.
- Уроки информатики в 5-7классах : методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 338 с. (с диском)
- Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с.
- Информатика. 2-11 классы: внеклассные мероприятия, Неделя информатики / авт.- ст. А.Г. Куличкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 152 с.
Использованные источники
- http://www.razumniki.ru/
- http://www.prozagadki.ru/
Рисунки с сайтов:
- http://office.microsoft.com
- http://katrinaaaaa.blog.ru
- http://onyx.ru
- http://www.zapostim.ru
- http://www.viardo.su
- http://mail.inoforum.ru
- http://www.liveinternet.ru
- http://tvoyxarakter.ucoz.ru
- http://biblio-rezh.ucoz.ru
- http://stomaster.livejournal.com
- http://www.afisha.ru
- http://oldjurnal.narod.ru