Цели урока:
- Образовательная: продолжить знакомить учащихся с жанром программной увертюры, показать процесс формирования образов литературы и музыки на примере трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетты" и одноимённой увертюры-фантазии П.И. Чайковского.
- Развивающая: выявлять различные виды контраста как основного приёма развития симфонической музыки, находить параллели в образах музыки и изобразительного искусства.
- Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчиваость на восприятие музыкального и литературных произведений, уметь сопереживать их главным героям.
Оборудование: учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 6 класса, фонохрестоматия для 6 класса, раздаточный материал с таблицей для сравнения образов литературы и музыки.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). Ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки).
2. Учитель: сегодня на уроке вы продолжите знакомство с произведением, написанными в жанре программной музыки - с увертюрой - фантазией П.И. Чайковского "Ромео и Джульетта". Обратившись к литературному источнику, трагедии В. Шекспира, и музыкальным фрагментам увертюры, вы проследите формирование образов литературы и музыки средствами выразительности, обогатите своё представление о юных героях трагедии Шекспира, осмыслив взаимосвязь литературы и музыки. В процессе работы нам предстоит сопоставить произведения, которые разделяют несколько столетий. Гениальная трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" нашла музыкальное воплощение в произведениях Ш. Гуно, В Беллини, Г. Берлиоза, С.Прокофьева, Л. Бернстайна.
Интересна история создания увертюры - фантазии П.И. Чайковского. В один из летних дней 1869 года, прогуливаясь в компании Чайковского и Кашкина, композитор Балакирев высказал вслух в следующую мысль: "Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно - трагическую историю, историю победы любви над смертью". Эта идея нашла великолепное воплощение в увертюре - фантазии "Ромео и Джульетта" созданной Чайковского. Осенью 1869 года была готова первая редакция увертюры. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г. Рубинштейна и имела успех. Однако сам композитор остался недоволен музыкой и уничтожил партитуру. За первой редакцией последовала вторая, которая относится к 1870 году, затем ещё одна, третья, которую композитор сделала в1880 году. Именно третья редакция увертюры является исполняемой и широко известной.
Интерес Чайковского к программной музыке обусловлен двумя причинами: влиянием эстетики романтического искусства, которое стремилось к слиянию музыки и поэмы, музыки и драмы, а также тем, что программная музыка открывала путь к демократизации искусства, что было неотъемлемой чертой развивающихся национальных школ, особенно русской. В русле программной музыки Чайковскому оказалась ближе драматическая линия русской программной музыки, родственной явлениям западноевропейского программного симфонизма. Произведения Шекспира и Данте помогли поставить временные и общечеловеческие проблемы, выразить актуальные идеи своего времени, воплотив их средствами драматургии конфликтного типа.
Сюжет "Ромео и Джульетты" являл собой возможность создать трагедийное музыкальное произведение. В увертюре - фантазии Чайковский выразил сущность литературного произведения специфическими музыкальными средствами: воплотил основные движущие силы трагедии, показал их столкновение и трагедийную развязку, таким образом, выразил основную идею литературного произведения. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом вынес суровый приговор жестокости, предрассудка среды, которая окружала героев.
Прежде чем вы познакомитесь с инструментальным вариантом звучания увертюры, я сыграю вам тему дуэта Ромео и Джульетты из незавершённой оперы Чайковского. Послушайте эту тему (учитель играет на музыкальном инструменте тему дуэта). Опираясь на нотную запись, исполните главную мелодию (ученики поют тему дуэта). Определите характер образа. С точки зрения интонирования простая ли эта мелодия ? Какими чувствами наполнена музыка дуэта? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
Ученик: мелодия вдохновенная, широкая, песенная. Интонационно мелодия сложна. Музыкальные штрихи разнообразные: legato, non legato, подчёркнутые ноты. Лад мажорный, яркая динамика - от mf до звучания f, crescendo. Движение мелодии восходящее. Много лиг, для исполнения которых необходимо взятие дыхания.
Учитель: познакомимся с образами трагедии В.Шекспира увертюры - фантазии Чайковского. В процессе работы вы будете заполнять следующую таблицу:
Образы трагедии Шекспира | Образы увертюры Чайковского | Характеристика образов в литературе | Характеристика образов в музыке |
Патер Лоренцо | Образ патера Лоренцо | ||
Ромео и Джульетта | Тема любви | ||
Монтекки, Капулетти, Тибальт, Парис | Тема вражды |
Прочитайте строки из пролога (ученик вслух читает пролог, учебник стр.144). Назовём персонажей литературного произведения: это Монтекки и Капулетти, Тибальт, Парис, Ромео и Джульетта, патер Лоренцо. В увертюре будут развиваться три образа - образ патера Лоренцо (хорал медленного вступления), образ вражды (семейства Монтекки и Капулетти и др., главная партия), образ или тема любви (побочная партия). Основной идейный смысл Чайковский передал через контрастное сопоставление и столкновение музыкальных образов, избрав наиболее отвечающую идейному замыслу сонатную форму, основанную на контрастном сопоставлении тем. Сонатная форма состоит из разделов - вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды.
Учитель: открывается увертюра темой патера Лоренцо (учащиеся слушают тему хорала). Охарактеризуйте этот образ средствами музыки.
Ученик: музыкальная тема Лоренцо сдержанная и сосредоточенная. Этот человек размышляет или погружён в воспоминания. Вступление довольно продолжительное.
Учитель: Повторялась ли тема? Если да, изменился ли её характер? Какие инструменты исполняют тему?
Ученик: первая тема исполнялась кларнетами и фаготами, характер музыки сумрачно-сосредоточенный. Второй раз тему исполняли флейты и гобои.
Учитель: хоральной теме противопоставлены скорбные интонации струнных, которые вносят ощущение напряжённого ожидания. Они подготавливают новую тему, эскиз лирических образов, которые в дальнейшем найдут широкое развитие в побочной партии. При проведении темы деревянными духовыми общий колорит музыки несколько светлеет, но вместе с появлением нового ритма тема звучит более взволнованно. В конце вступления она становится драматической и напряжённой, появляется в изменённом темпе и в новой звучности. Охарактеризуйте патера Лоренцо, основываясь на содержании трагедии.
Ученик: в трагедии Шекспира Лоренцо - противник вражды двух семейств. Он тайно обвенчал Ромео и Джульетту, надеясь, что их брак послужит примирению родов. Это человек, который отказался от радостей мирской жизни. Но он отнюдь не принадлежит к числу тех святош, которые были готовы запретить любовь и наслаждение. Лоренцо любит природу и понимает её. Он не только собирает растения, ему доступно глубокое понимание человеческого сердца. Недаром в трудную минуту Ромео и Джульетта идут именно к нему за помощью и советом
Учитель: тема патера Лоренцо претерпит видоизменения в разработке. Она прозвучит в исполнении медных духовых как олицетворение образа жестокой силы, вставшей на пути Ромео и Джульетты. Во вступлении композитор использует приём "волнообразного" развития темы. С каким душевным состоянием патера Лоренцо связано построение вступления? Свои слова подтвердите знанием литературного содержания.
Ученик: Лоренцо придумывает сложный план спасения любви двух молодых людей, которому не суждено сбыться, он глубоко переживает за судьбу Ромео и Джульетты. Читаем акт 5, сцена 3:
Хоть без вины, как будто главный я.
Так, говорят, на первый взгляд, улики.
Итак, я тут стою в двойном лице -
Как обвиняемый и обвинитель.
Чтоб осудить себя и оправдать.
Учитель: Шекспир использовал средства выразительности литературы для наиболее полной характеристики образа: инверсия ( обратный порядок слов, смысловой акцент)-"главный я"; метафора-"в двойном мире"; антитеза- "осудить" и "оправдать".Далее - акт 2, сцена 6:
У бурных чувств неистовый конец,
Он совпадает с мнимой их победой.
Разрывом слиты порох и огонь,
Так сладок мёд, что, наконец, И гадок:
Избыток вкуса отбивает вкус.
Не будь ни расточителем, ни скрягой:
Лишь в чувстве меры истинное благо.
Здесь использована метафора - "конец чувств", антитеза - " сладок" и "гадок". По нотной записи в учебнике на стр.145 спойте мелодию вступления.
Ученик: интонация восходящая, тема аккордового склада, характер музыки спокойный, напоминает звучание молитвы. Лад минорный. Динамика контрастная: сила звучания от p до f и вновь возвращается к p.
Учитель: следующая группа образов в литературе объединяет два семейства и отдельных персонажей (см. таблицу). С группой этих образов в музыке связано появление главной партии - темы вражды. Прослушайте эту тему и охарактеризуйте её (учащиеся слушают главную тему).
Ученик: тема вторгается неожиданно. В ней энергия, быстрый темп с движением вперёд, ритм неустойчивый, синкопированный, динамика - ff. Исполняет весь оркестр.
Учитель: мелодия состоит из коротких интонаций, в ней диссонирующие гармонии, частые смены тональностей. Ориентируясь на нотную запись, спойте начальные интонации главной темы (учащиеся поют главную тему, учебник стр.146).Почти сразу в главной теме возникает новый элемент - гаммообразные пассажи шестнадцатых, характерные "броски - удары", и особый упругий ритм. Главная тема изложена широко, в ней воля, упорство, но вместе с тем музыка зловещая и угрожающая, в ней есть изобразительные моменты (имитация звона клинков медными тарелками сабельных ударов). Охарактеризуйте литературных героев, которые являют собой враждебные образы.
Ученик: два враждебных семейства - люди непримиримые, живущие по закону родовой мести - кровь за кровь. Этому закону придерживаются не только старики, но и Тибальт, даже в большей степени, чем старший Капулетти. Парис - жених Джульетты, выбранный отцом, т.к. по обычаям того времени выбор партнёра при вступлении в брак, не считаясь с чувствами детей, оставался за родителем. О вражде этих семейств мы уж читали в прологе.
Учитель: далее работа с текстом - Капулетти о дочери (акт 1,сцена 2):
Но эта зрелость ранняя вредна.
Мои надежды пожрала могила,
И небо только дочь мне сохранило.
В тексте: " зрелость ранняя"- эпитет, "зрелость:вредна"- метафора, "пожрала могила"- метафора, "небо:.сохранило"- метафора.
Далее - акт 3, сцена 5( Капулетти о дочери и Парисе):
Богач, красавец, знатный человек
Воспитан, воплощенье всех достоинств,
Мечта и сон, а эта тварь пищит:
"Я не хочу! Я не могу! Мне рано:
В тексте: "знатный человек"- эпитет; использование кратких прилагательных для выразительной характеристика персонажа.
Далее - акт 4, сцена 1(Парис о браке, нет чувств):
Что брак остановил бы их поток,
Который разлился в уединенье,
А в обществе вошёл бы в берега.
В тексте: "их поток" - инверсия, "брак :разлился"- метафора, "вошёл : в берега"- метафора.
Далее - акт 1, сцена 1(Монтекки о сыне):
Он бродит и росистый пар лугов
Парами слёз и дымкой вздохов
Множит.
В тексте: "росистый пар"- эпитет, "парами слёз"- метафора, "дымкой вздохов"- метафора. В характере старшего Монтекки слышны поэтические слова о том, как проводит время его сын. Задатки поэтической личности, очевидно, проявились у Ромео от отца (обсуждение образов героев и средства выразительности в литературе).
Сейчас мы продолжит слушать увертюру-фантазию (слушание увертюры до завершения экспозиции). Знакома ли вам эта тема? Охарактеризуйте новый образ.
Ученик: это мелодия вокального дуэта Ромео и Джульетта, она контрастна образу вражды.
Учитель: вы верно назвали мелодию. Эта тема появляется довольно неожиданно: происходит модуляция в новую тональность - в ре-бемоль мажор. Об этой теме Н.А. Римский-Корсаков с восторгом писал: "До чего она вдохновенная! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки". Охарактеризуйте эту тему средствами музыкальной выразительности. Какой способ развития мелодии использует композитор?
Ученик: это тема широкого дыхания, вдохновенная и песенная, сопровождается аккордами. Её исполняют английский рожок и альты. Динамика - mf. Интонации сложные, с хроматизмами. Композитор использует способ развития - повтор.
Учитель: после первого проведения побочной партии появилась новая тема, которая написана в характере нежного баюкивания, колыбельной. Её исполняют скрипки с сурдиной на фоне альтов. Эту тему можно назвать второй побочной партией. Она является дополнением первой темы, подготавливает ещё более широкое её проведение. Тема развивается секвенциями, захватывая огромный диапазон, становится напряжённой. В момент кульминации основная тема звучит в развёрнутом виде, насыщенно и полнокровно в исполнении деревянных духовых. Характеристика Ромео - ему 17 лет, душа его чиста, он жаждет любви, яркий и живой образ. Джульетта - юность, богатый духовный мир, умна не по годам, сердце открыто для большого чувства, смела, решительна. Из них двоих она более решительна. Строки о любовном чувстве юных героев прочитаем в учебнике на стр.148. Далее - Ромео о Джульетте (акт 2, сцена 2):
Проговорила что-то. Светлый ангел,
Во мраке над моею головой
Ты реешь, как крылатый вестник неба:
В тексте используются метафоры: "светлый ангел", "вестник неба".
Джульетта о Ромео (акт 2, сцена 2):
Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенства, какой он есть.
В тексте - "верхом совершенства" - метафора (обсуждение образов героев).
Заключительный раздел экспозиции начинается с аккордов арфы, где на фоне у фаготов звучат отдельные мотивы основной лирической темы. Музыка затихает: pizzicato виолончелей и контрабасов подчёркивают окончание экспозиции. Далее за экспозицией следует разработка. Прочитаем строки из трагедии (учебник стр.148) и проследим по партитуре разработку увертюры - фантазии (учащиеся слушают разработку). Какие знакомые темы прозвучали?
Ученик: разработка начинается с темы вражды. В этом разделе прозвучала и тема вступления, но она отличается от первоначального варианта звучания хорала.
Учитель: строки из текста У.Шекспира (учебник, стр.148, 149) усиливают конфликт. В музыке разработки отсутствует побочная партия. С каждым новым проведением тема хорала становится более драматичной и противостоит развитию темы вражды. В учебнике на стр.148 - тема патера Лоренцо во вступлении и разработке. Спойте эти темы и сравните.
Ученик: во вступлении тема Лоренцо сдержанная и спокойная. В разработке тема больше не звучит в первоначальном варианте. Первое проведение в разработке- звучит труба, образ смятения; второе - образ насилия, её исполняют тромбоны на ff, длительности с акцентом. Текст учебника, стр.149, характеризует раздел разработки, развитие конфликта.
Учитель: какой раздел следует после разработки? Да, это реприза. Сравнивая звучание темы любви в экспозиции и репризе, заметьте, что звучание этой темы становится более значимым и торжественным. Ей противопоставляется тема вражды, вновь появляется тема патера Лоренцо. Волнение в музыке усиливается. Удары барабана и последующая пауза имеют выразительное значение. Какое? Как называется завершающий раздел увертюры?
Ученик: удар барабана означает развязку трагедии.
Учитель: кода-финал произведения. У Чайковского он оптимистический: звучание темы любви завершается утвердительными аккордами, выражая своё отношение к главной идеи трагедии Шекспира - любовь побеждает все невзгоды и будет жить вечно. Чем завершается трагедия Шекспира? (обсуждение с учащимися финала в литературе и музыке).
3. Ответьте на вопросы: сходны или различны образы, созданные Шекспиром и Чайковским? Какие средства выразительности создают эти образы в литературе, а какие в музыке? В каком из произведений главные герои показаны ярче? Какое произведение произвело на вас большее впечатление?
4. Домашнее задание: записать выводы на поставленные вопросы по теме урока в тетрадь.