Цели:
- обобщить и систематизировать знания и умения детей по пройденному материалу;
- продолжать формировать умение производить звуковой разбор слова;
- повторить понятия гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
- развивать фонематический слух детей, умение слышать последовательность звуков в слове;
- подготовить детей к изучению звуков и букв их обозначающих;
- закреплять умение записывать предложение при помощи схем;
- закреплять умение в использовании условных обозначений в предложении;
- учить воспринимать и выделять предложение из речи и подбирать правильную схему;
- учить детей передавать свое настроение с помощью цвета;
- развивать мышление, речь, память, воображение.
Оборудование: учебник, мультимедиа, сигнальные карточки, раздаточный
материал.
У детей: Азбука, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
(Приложение 1, Слайд 1)
– Здравствуйте ребята.
Приветствие гостей урока.
II. Самоопределение к деятельности.
– Послушайте загадку и отгадайте ее.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд.)
(Слайд 2)
– Представьте, что мы с вами находимся в поезде, на котором совершим
удивительное путешествие.
– Просьба занять свои места согласно купленным билетам.
– В нашем путешествии вам понадобятся такие качества как: ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ,
МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ.
(Слайд 3)
III. Мотивация к учебной деятельности.
1) Введение в тему урока.
(Слайд 4)
– Куда же мы с вами сегодня отправимся?
– Прослушайте отрывок из песни.
– В какую страну совершим путешествие?
– Правильно, в «АБВГДейку».
2) Работа с учебником, стр.64.
– Откройте учебники на странице 64. Рассмотрите ее внимательно.
– Прочитайте, что сообщает нам Петрушка.
«Скорее, скорее в страну АБВГДейку».
«Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется...
От станции Москва
До первой буквы «А»!
3) Итог.
– А что же мы будем изучать в этой стране?
– Проверим, открыв учебник на стр.65.
– Действительно, мы будем изучать и отвечать на такие вопросы: какими буквами
обозначаются звуки русского алфавита и как с помощью букв можно писать и читать.
IV. Актуализация знаний
– Но путь в страну в страну «АБВГДейку» очень сложный и интересный, чтобы попасть туда надо будет сделать несколько остановок и выполнить задания, которые предлагают нам наши друзья Аня, Ваня и зверята.
(Слайд 5)
– Что будем делать чтобы выполнить задания? (внимательно слушать,...)
– В добрый путь ребята!
Физкультминутка (Слайд 6)
Поезд мчится и свистит
И колесами стучит.
Я стучу, стучу, стучу,
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Кого нужно прокачу.
Поезд наш мчится, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Станция 1. Работа со словом.
(Слайд 7)
а) – Наш поезд останавливает Мишутка и просит помочь выполнить задания.
– Поможем?
– Вам надо отгадать слово, на каждую букву этого слова ребята – мои помощники, будут загадывать вам загадки. Отгадав каждую букву, вы сможете составить нужное слово.
(Слайд 8)
«Ш»
Эту букву шьют из меха,
Повторяют ради смеха,
Носят с перьями и без,
А она за львом доест. (шуба, шутка, шляпа, шакал)
«К»
Зреет буква в огороде,
Головы зеленой вроде,
Громко говорит: «Ко-Ко!»
И дает нам молоко. (капуста, курица, корова)
«О»
Букву море окружает,
В парк она войти мешает,
И в нее же сгоряча
Превращается свеча. (остров, ограда, огарок)
«Л»
Буква ржет и всех катает,
По весне на речке тает,
Может стрелами разить
И чужие слезы лить. (лошадь, лед, лук, лук)
«А»
В этой букве все веселье-
Горки, гонки, карусели,
В ней лекарства продают,
Малышам читать дают. (аттракцион, аптека, азбука)
– Кто отгадал слово?
– Это слово «ШКОЛА».
б) Звуковой разбор слова «школа»
(Слайд 9)
– Сколько звуков в этом слове?
– Сколько слогов?
– Какое правило знаете?
– Какой слог ударный?
– На какой звук падает ударение?
Итог
– Молодцы, справились с заданием. Отправляемся на следующую станцию.
Физкультминутка «Поезд». (Слайд 10)
Станция 2. Предложение.
а) Составление предложения к схеме.
– Вспомните, какое слово отгадали на предыдущей станции? (Школа.)
Придумайте предложение со словом школа, чтобы оно подходило вот к этой схеме:
(Слайд 11)
б) Составление схемы к предложению.
– Приготовьте сигнальные карточки.
– Возьмите конверты и посмотрите, что в них. Это схемы.
Послушайте предложение и определите, какая схема наиболее подходит к нему.
«Мама купила молоко и хлеб».
(Дети выбирают правильную схему.)
– Проверяем. (сверяем со слайдом)
(Слайд 12)
– Поднимите корточки зеленого цвета, у кого верная схема и красного, кто ошибся.
в) Самостоятельное составление предложений. (1 человек у доски.)
– А теперь составьте предложение по картинке сами.
(Слайд 13)
Итог.
Работа с учебником, стр.66-67.
– Мы с вами выполнили трудные задания и теперь для нас с вами открыт путь в
стану «АБВГДейку».
– Рассмотрите страничку.
(Слайд 14)
– Я открою вам секрет, что в стране «АБВГДейке» мы проведем еще много времени
и узнаем много интересного.
– С какими буквами встретимся на волшебной дороге в «АБВГДейке».
– Чтение стихотворения на стр.66. Кто знает, может мне помогать.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что запомнилось?
– Чему учились?
– Если вам все понравилось и было понятно, нарисуйте солнышко, если нет – тучку.
(Слайд 15)