Урок алгебры "Статистические характеристики. Наглядное представление статистической информации". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цель: создание математической модели сравнения статистических данных, имеющих практическое значение для воспитания школьников.

Задачи:

  • исследовать и отобрать данные, которые представляют практический интерес, как для учащихся, так и для учителей и родителей;
  • демонстрация подготовленного материала обработанного с помощью компьютерных технологий;
  • развивать интерес к изучению математики посредством исследовательской деятельности.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжим работу по формированию умения находить статистические характеристики, а также над способами наглядного представления статистической информации.

2. Активизация знаний

Ребята, вы провели две мини-исследовательские работы.

Первая работа: таблица частот оценок за 1-ю и 3-ю четверти. Напомним какие статистические характеристики были вами найдены? Дайте их определение.

Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых. Медианой упорядоченного ряда чисел с нечётным числом членов называется число, записанное посередине, а
Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел. Медианой упорядоченного ряда чисел с чётным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.
Модой ряда чисел называется число, наиболее часто встречающееся в данном ряду. Медианой произвольного ряда чисел называется медиана соответствующего упорядоченного ряда.

Поясните, какой практический смысл они имеют.

3. Контроль знаний

Проверим уровень вашей компетенции по данной теме. Самостоятельная работа в 2-х вариантах, слабоуспевающим – индивидуальное задание, выполняете на листах. Два ученика выполняют работу на крыльях доски.

1-й вариант
В ряду чисел 3; 8; 15; 30; ___ ; 24 пропущено одно число. Найдите его, если среднее арифметическое ряда равно 18.

Решение:
Пусть х-искомое число. Тогда (3+8+15+30+х+24): 6= 18; х=28.

2-й вариант
Найдите пропущенное число этого же ряда, если мода ряда равна 24.

Решение:
Так как мода ряда равна 24, а все оставшиеся в ряду числа различны, то пропущенным является число 24.

Индивидуальное задание сильному, ученику – Конопленко.

Найдите пропущенное число того же ряда, если его размах равен 40.

Решение:
Пусть х – искомое число. Тогда х – 3 = 40, х = 43 ,если пропущено наибольшее число, или
30 – х  = 40, х = -10, если пропущено наименьшее число

Ответ: 43 или -10

Индивидуальное задание слабому, ученику – Карпову, Красноруцкому.

Найдите средне арифметическое, размах, моду ряда 3; 8; 15; 30; 3

Решение:
(3+9+15+30+3) : 5 = 12 -– средне арифметическое
30 – 3 = 27 --– размах
3 --– мода

Сдать листы, проверяем решение на доске. У кого неверно или возникли вопросы?

4. Устное упражнение

1) По графику функции определите:
    а) значение функции при х=3;
    б) значение х, при которых значение функции равно 6.

Ребята напомните определение графика функции.

Графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции.

5. Наглядное представление статистической информации в исследовательской работе Алексеевского Родиона.

Какая ещё исследовательская работа была вами проведена?

Наглядное представление итоговых оценок за 5,6,7 классы. Собрать предварительно.

Родион и Аня подготовили компьтерный вариант оценок Родиона,

1) Можно ли используя полигон, найти значения величин в промежуточных точках?

Ответ: Полигон позволяет судить о значениях величины в определённых точках и характере их изменения. Однако по нему нельзя найти значение этой величины в промежуточных точках. В этом состоит различие между графиком функции и полигоном.

2) В чём состоит отличие гистограммы от столбчатой диаграммы?

Чему равна сумма высот прямоугольников?

Ответ: сумма высот прямоугольников равна общей численности исследуемой совокупности.

3) В каком случае удобнее использовать круговую диаграмму?

Ответ: Для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности удобно использовать круговые диаграммы.

6. Исследовательская работа Конопленко

Какие интересные данные можно обнаружить в школьном архиве?

1) изучить динамику изменения количества учащихся школы;
2) узнать соотношение мальчиков и девочек в школе;
3) качество учёбы нашего класса.

7. Подведение итогов

Выставляется оценка за домашнюю работу.

8. Задание на дом

Провести и оформить результаты социологического опроса учащихся 7-го класса по следующим вопросам.
Назовите самый любимый школьный предмет.
Сколько детей в вашей семье?
Какие телевизионные передачи нравятся вашим папе и маме?
Какую музыку вы слушаете?
Какие телепередачи вы смотрите?
Оцените все изучаемые предметы.

Критерии оценок:
интересен – 1 балл; неинтересен 0 баллов; необходим – 1 балл; не нужен – 0 баллов; успеваемость 4, 5 – 1 балл; успеваемость 2, 3 – 0 баллов.

Ваш вес.
Ваш рост.
Ваш размер обуви.

Работа с графиками и диаграммами
После проведения опроса оформить данные в виде графиков, таблиц, диаграмм.
Составьте таблицы по данным пунктов 1, 2, 7, 9.
Начертите график по результатам пункта 8. Необходимо подсчитать средний рост мальчиков и девочек отдельно по этим данным построить графики.
Постройте столбчатые диаграммы на каждый изучаемый предмет по 6-му пункту опроса.
Постройте круговые диаграммы по данным пунктов 7–9.