Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о предлоге,
- совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова,
- правильно употреблять и писать предлоги.
Развивающие:
- развивать умения учащихся высказываться на лингвистическую тему,
- сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
Воспитательные:
- активизировать познавательную деятельность,
- воспитывать интерес к языку и речевой культуре.
Технология: игровая и групповая.
Оборудование: проектор, презентация PowerPoint, тест по теме "Предлоги".
Ход урока
Сегодня, ребята, мы подытожим все то, что узнали о предлоге как о части речи и его правописании.
Фронтальный опрос:
- Какая часть речи называется предлогом?
- На какие разряды по значению делятся предлоги? ( пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные,)
-На какие группы делятся предлоги по происхождению? (непроизводные и производные)
А сейчас, вспомнив теоретические сведения, поиграем в игру "Четвертый лишний", аргументируя свой выбор. (Приложение 1)
1) Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через час (прийти через час, т.к. это временной предлог, а не пространственный)
2) Ввиду плохой погоды, не пришли из-за болезни, работать в течение недели, дрожать от холода (работать в течение болезни, т.к. это временной, а не причинный)
3) Стоять на площади, сказать о поездке, забыть про неприятности, урок по алгебре (стоять на площади, т.к. это пространственный, а не дополнительные)
4) Насчет, ввиду, благодаря, за (лишний за, т.к. это непроизводный предлог, а остальные производные)
5) В течение, в продолжение, вследствие, впоследствии (лишнее слово впоследствии, т.к. это наречие, а не предлог)
На уроках при изучении предлогов мы узнали, что некоторые предлоги употребляются только в определенном падеже. Давайте поиграем в игру "Корректор" и попробуем найти грамматические ошибки в предложениях.
По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
Вопреки желания больного его положили в больницу.
Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к "Северным островам"
Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понесшегося вскачь коня.
Запишите исправленный вариант предложения.
Следующее задание покажет нам, умеем ли мы отличать предлоги от омонимичных частей речи. Запишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, указывая части речи у выделенных слов.
(В)отличи.. от многих богачей он не считал, что все в мире продается . - Причина конфликта между героями кроется (в)отличи.. их отношения к жизни.
(В)следстви.. по делу арестованного появились новые факты.- (В)следстви.. происшествия пришлось уехать.
(В)течени.. болезни наметились улучшения.- (В)течени.. одного месяца невозможно подготовится к экзаменам в университет.
(Не)смотря на высокий проходной балл он все-таки поступил на экономический факультет.- Она шла (не)смотря на своего спутника.
А теперь выполним тест, который покажет, как вы усвоили тему "Предлог"
(каждый ученик получает распечатанный тест)
Тест. (Приложение 2)
Предлог- это:
А) служебная часть речи;
Б) самостоятельная часть речи
Что выражает предлог:
А) различные смысловые значения;
Б) грамматическое значение существительных.
Какое значение имеет предлог из-за (туч):
А) временное;
Б) пространственное;
В) причинное.
Вставьте нужную букву в предлог по окончани.. школы:
А) и;
Б) е;
В) ю.
Предлог через является:
А) производным;
Б) непроизводным.
В каком предложении слово впереди является предлогом:
А) Барабанщики шли впереди.
Б) Барабанщики шли впереди отряда.
С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно:
А) родительный;
Б) дательный;
В) винительный;
Г) творительный.
8. Предлог (не)смотря на пишется:
А) слитно;
Б) раздельно.
Какой из предлогов пишется слитно:
А) (по)причине;
Б) (в) целях;
В) (на)подобие;
Г) (со)стороны
В предлоге в течени.. на конце пишется:
А) е;
Б) и.
В предлоге в продолжени.. на конце пишется:
А) е;
Б) и.
Какой из предлогов пишется раздельно:
А) (в)место;
Б) (в)виду;
В) (в)следствие;
Г) (в)виде.
Ответы теста записываются в таблицу.
№ задания. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ |
Проверка осуществляется в парах с выставлением оценок по заранее отображенному ответу.
№ задания. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | А | А | Б | А | Б | Б | Б | А | В | А | А | Г |
12-11 - "5"
10- 8 --"4"
7- 5 - " 3"
4-1 -"2"
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание (по выбору):
Составить словарный диктант по теме "Правописание предлогов"
Составить кроссворд по теме "Предлог".
Литература.
- С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова Русский язык: Практика 7 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа, 2009.
- Н.Г. Ткаченко Тесты по грамматике русского языка - М., Айрис Пресс, 1998.