Цели урока:
- закреплять знание таблицы сложения.
- формировать вычислительные навыки и умение решать задачи
- развивать интерес учащихся к математике,
- совершенствовать логическое мышление и речь учащихся.
Оборудование:
- У учителя- рисунки сказочных персонажей (Колобок, Петух, Волк, Медведь, Лиса и река)
- Карточки к игре "Поиск девятого"; рисунки ваз и цветов с примерами; карточки с примерами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Уч-ль: -Ребята, проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке - учитель, его помощники- учебник, тетрадь, ручка, линейка, карандаш.
У всех они есть?
Дети: - Да!
Уч-ль: - Молодцы!
Послушайте загадку:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался:. (колобок)
- Молодцы, ребята. Вы отгадали загадку верно, и, конечно же, догадались, что сказочные герои пришли к нам сегодня на урок. Послушайте, что приключилось с Колобком: "Жили-были дед и баба. Испекла баба Колобка и положила на окно остужаться. Надоело ему лежать на окне, он и отправился в путешествие - на мир посмотреть, да и себя показать.
Катится Колобок, а навстречу ему Петушок- золотой гребешок бежит, крыльями машет.
- Что случилось, петушок?- спрашивает Колобок.
- Да вот было у нас 9 цыплят, а осталось только 8. Потеряли мы девятого. Как найти его?
- Задумался Колобок. Давайте поможем ему, ребята.
- Чтобы найти 9-го цыпленка, надо установить закономерность, т.е. выбрать нужного цыпленка из 6-ти предложенных)
Проводится игра " Поиск девятого".
2. Устный счет - игра "Круговые примеры".
Покатился Колобок дальше, а тут его Заяц чуть с ног не сбил.
- Куда торопишься, Косой?- спрашивает Колобок.
-Да вот от Лисы убегаю.
-А почему петляешь?
- Следы запутываю. Да так добегался, что и сам запутался, выбраться не могу.
Уч-ль: Давайте, ребята, выручим и Зайца. Надо расположить карточки с примерами так, чтобы они стали круговыми. (Проводится игра "Круговые примеры")
3+5, 5+6, 8+2, 12-6, 10-3, 9-4, 6-2, 11+1, 7+2.
- "Ух, еле выбрался"- вздохнул Колобок и покатился дальше.
3. Математический диктант.
Уч-ль: Катится Колобок себе, катится, песни поет и вдруг видит Волка. Сидит он на поляне, грустный и что-то себе под нос шепчет.
- Волк, а Волк, ты что такой грустный?
- Да вот надо решить устно примеры, а ответ учителю показать. А я боюсь решить неправильно, потому что плохо таблицу сложения знаю. Может, мне поможешь, Колобок?
Уч-ль: - Колобок растерялся. И снова вас, ребята, он просит помочь Волку.
Приготовьте цифровые веера. И слушайте внимательно:
- Увеличьте 6 на 3
- Уменьшите 11 на 2.
- Найдите сумму чисел 6 и 7.
- Чему равна разность 12 и 4.
- На сколько 18 больше чем 10.
- Первое слагаемое 7, второе 5. Чему равна сумма?
- Уменьшаемое 14, вычитаемое 7. Чему равна разность?
4. Физкультминутка.
Покатился Колобок дальше и вдруг увидел речку, а на берегу цветов много. Залюбовался красотой Колобок, решил отдохнуть. Он и вас, ребята, приглашает порезвиться вместе с ним.
(Проводится физкультминутка.)
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к друг потянулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
5. Решение задач.
Уч-ль: Отдохнул Колобок, хотел дальше покатиться, а как через речку перейти - не знает. На речке мостик сломался. Надо его восстановить. Опять ему без нашей помощи не обойтись. Давайте, и здесь ему поможем, ребята!
(Мостик - две карточки с задачами. Работа в тетрадях и у доски.)
Задача № 1. С одной грядки собрали 7 огурцов, а с другой на 3 огурца больше.
Сколько огурцов собрали со второй грядки. Сколько всего огурцов собрали с двух грядок.
Задача № 2. Начерти один отрезок длиной 12 см, а другой на 5 см короче.
Найди длину второго отрезку.
6. Решение примеров. Игра "Составь букет".
Уч-ль: Молодцы ребята! Колобок обрадовался, что мостик починили, и покатился по мосточку на другой берег реки. Катится, песни поет, цветами любуется, птиц слушает. Видит на полянке Медведь сидит и цветы собирает: то в одну вазу поставит, то в другую.
Колобок: - Мишка, что ты делаешь?
Медведь: - Букет составляю.
Колобок: - Ну и чего тут сложного? Берешь цветы и ставишь в вазу.
Медведь:- Нет, Колобок, эти цветы не простые, а с примерами. Мне надо в одну вазу поставить цветы с ответом 12, а в другую с ответом 13. А я совсем запутался.
Колобок: - Не грусти, Мишка, - говорит Колобок. Сейчас тебе помогут ребята. Они умные и смекалистые.
(Проводится игра "Составь букет". См. приложение № 1.)
Работа у доски и запись в тетрадях.
7. Физкультминутка.
Уч-ль: - Ребята, вы справились с заданием. Мишка и Колобок предлагают вам снова отдохнуть.
Физкультминутка.
У медведя дом большой - руки вверх потянуться
А у зайца маленький - руки вниз, присесть
Наш медведь пошел домой - ходьба на месте "вперевалочку"
А за ним и заинька - прыжки на месте.
Мы зверяток провожаем - маршируют
И урок наш продолжаем - садятся за парты.
8. Закрепление состава чисел 11,12,13.
Игра " Найди свой этаж"
Пока с вами играли, ребята, Колобок соскучился по бабушке и решил домой вернуться. А в это время, Лиса из-за елки вышла. Она обиделась на Мишку и Колобка, что они ее не пригласили поиграть. И говорит Колобку, что если он не решит ей эти последние примеры, то она его съест.
- Давайте все вместе быстро и дружно поможем Колобку, а заодно и я посмотрю, как хорошо вы выучили таблицу на 11,12,13.
9. Физкультминутка.
Спасибо, ребята за помощь, говорит вам Колобок. Вы молодцы! А я обещаю, что больше никогда не буду убегать от бабушки и дедушки.
- Ребята, давайте покажем Колобку, что мы умеем не только решать задачи и примеры, но и дружить.
Физкультминутка.
Ты дрозд, и я дрозд
У тебя нос, и у меня нос
У тебя щечки аленькие
И у меня щечки аленькие
Ты мой друг, и я твой друг
Оба любим мы друг друга.
10. Итог урока.
- Ну что понравилась вам сказка?
- Что мы делали на уроке вместе с нашими сказочными героями?
- Всем спасибо за работу на уроке.