Цели урока:
- сформировать знания о файлах и файловых системах, именах файлов, пути к файлам, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере с файлами.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.
Ход урока
1. Организационный момент
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Раздача оценочных листов.
- Объяснение методики заполнения оценочных листов.
2. Актуализация знаний учащихся
1. С целью повторения изученных основных понятий на предыдущих уроках Вам предлагается заполнить кроссворд. (Каждому учащемуся раздается бланк с кроссвордом). (Приложение 1)
2. Взаимопроверка кроссворда (Ответы выведены на экран) (Приложение 2.)
3. Изучение нового материала
3.1. Объяснение преподавателя (устное изложение материала с составлением опорного конспекта)
Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.
Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющего его тип.
Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.
Одноуровневая файловая система.
Многоуровневая иерархическая файловая система.
Путь к файлу.
Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.
Правила создания имени файла:
- Нельзя использовать следующие символы, которые зарезервированы для специальных функций:? . , ; : = + * / \ " | < > [ ] ПРОБЕЛ
- В длинных именах нельзя использовать следующие символы:? : * / \ " > < |
В операционной системе Windows вместо каталогов используется понятие "папка".
Папка - это объект Windows, предназначенное для объединения файлов и других папок в группы.
3.2. Выполнение практических заданий (Работа в тетради)
Задание 1. Расшифровка схемы: по заданной схеме необходимо записать полные имена файлов.
Задание 2. Составление схемы: по заданным путям к файлам, необходимо построить дерево каталогов.
(Работа на компьютере)
Задание 3. Создать в сетевой папке папку со своей фамилией.
Задание 4. Скопировать в свою папку файл с расширением: doc, bmp, jpg, mp3.
Задание 5. Переименовать файлы, указав в имени свою фамилию.
5. Закрепление изученного материала
1. Заполнение таблицы на соответствие (Таблица представлена на экране)
2. Компьютерное тестирование (Приложение 3)
3. Фронтальный опрос.
- Какое имя может иметь файл?
- Что такое формат (расширение) файла?
- Что означает понятие сохранить файл?
- Какое имя может иметь каталог (папка)?
- В чем смысл выделения объекта? Приведите примеры из повседневной жизни, в которых тоже используется принцип выделения.
- Работая, в каком редакторе, вы можете создать файл "Файл.DOC"?
- Вы создали файл "Файл.DOC", поместили его в папку "Мои документы", а ярлык для этого файла поместили на рабочий стол. Как удалить этот файл?
6. Подведение итогов. Рефлексия
В оценочном листе поставьте каждый себе баллы по результатам работы. А в графе рефлексия, поставьте каждый себе балл по усвоению данной темы урока:
- "5" - все понятно, вопросов не возникло;
- "4" - имеются некоторые затруднения;
- "3" - тема урока плохо усвоена.
Затем сложите заработанные баллы и выставьте себе оценку. (Приложение 4).
7. Домашнее задание:
1. Составить и записать свою родословную в виде иерархии папок.
2. По данным путям к файлам, постройте дерево каталогов:
- Z:\ main\Химик\Документы\Рисунки\картинка.bmp
- Z:\ main\Химик\Документы\Файлы.doc
- Z:\ main\Химик\Документы\Файловая система.doc
- Z:\ main\Химик\Документы\Новый год\Открытка.doc
- Z:\ main\Химик\Документы\Рисунки\схема.jpg
- Z:\ main\Химик\Документы\Новый год\Сценарий.wav