Урок по теме "Файлы и файловые системы"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • сформировать знания о файлах и файловых системах, именах файлов, пути к файлам, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере с файлами.
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  • развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Ход урока

1. Организационный момент

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.
  3. Раздача оценочных листов.
  4. Объяснение методики заполнения оценочных листов.

2. Актуализация знаний учащихся

1. С целью повторения изученных основных понятий на предыдущих уроках Вам предлагается заполнить кроссворд. (Каждому учащемуся раздается бланк с кроссвордом). (Приложение 1)

2. Взаимопроверка кроссворда (Ответы выведены на экран) (Приложение 2.)

3. Изучение нового материала

3.1. Объяснение преподавателя (устное изложение материала с составлением опорного конспекта)

Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющего его тип.

Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

Одноуровневая файловая система.

Многоуровневая иерархическая файловая система.

Путь к файлу.

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.

Правила создания имени файла:

  • Нельзя использовать следующие символы, которые зарезервированы для специальных функций:? . , ; : = + * / \ " | < > [ ] ПРОБЕЛ
  • В длинных именах нельзя использовать следующие символы:? : * / \ " > < |

В операционной системе Windows вместо каталогов используется понятие "папка".

Папка - это объект Windows, предназначенное для объединения файлов и других папок в группы.

3.2. Выполнение практических заданий (Работа в тетради)

Задание 1. Расшифровка схемы: по заданной схеме необходимо записать полные имена файлов.

Задание 2. Составление схемы: по заданным путям к файлам, необходимо построить дерево каталогов.

(Работа на компьютере)

Задание 3. Создать в сетевой папке папку со своей фамилией.

Задание 4. Скопировать в свою папку файл с расширением: doc, bmp, jpg, mp3.

Задание 5. Переименовать файлы, указав в имени свою фамилию.

5. Закрепление изученного материала

1. Заполнение таблицы на соответствие (Таблица представлена на экране)

2. Компьютерное тестирование (Приложение 3)

3. Фронтальный опрос.

  • Какое имя может иметь файл?
  • Что такое формат (расширение) файла?
  • Что означает понятие сохранить файл?
  • Какое имя может иметь каталог (папка)?
  • В чем смысл выделения объекта? Приведите примеры из повседневной жизни, в которых тоже используется принцип выделения.
  • Работая, в каком редакторе, вы можете создать файл "Файл.DOC"?
  • Вы создали файл "Файл.DOC", поместили его в папку "Мои документы", а ярлык для этого файла поместили на рабочий стол. Как удалить этот файл?

6. Подведение итогов. Рефлексия

В оценочном листе поставьте каждый себе баллы по результатам работы. А в графе рефлексия, поставьте каждый себе балл по усвоению данной темы урока:

  • "5" - все понятно, вопросов не возникло;
  • "4" - имеются некоторые затруднения;
  • "3" - тема урока плохо усвоена.

Затем сложите заработанные баллы и выставьте себе оценку. (Приложение 4).

7. Домашнее задание:

1. Составить и записать свою родословную в виде иерархии папок.

2. По данным путям к файлам, постройте дерево каталогов:

  • Z:\ main\Химик\Документы\Рисунки\картинка.bmp
  • Z:\ main\Химик\Документы\Файлы.doc
  • Z:\ main\Химик\Документы\Файловая система.doc
  • Z:\ main\Химик\Документы\Новый год\Открытка.doc
  • Z:\ main\Химик\Документы\Рисунки\схема.jpg
  • Z:\ main\Химик\Документы\Новый год\Сценарий.wav