Наш век – это век роста информационных технологий. Одним из условий построения инновационного образования на сегодняшний день оказывается задача подготовки образованной творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию, умеющей не только получать знания и использовать их в жизни, но и добывать знания самостоятельно, ориентируясь в современном информационном пространстве.
Двадцать лет я работаю в школе учителем
информатики и уже второй год еще и учителем
технологии. Предмет технология в школе выбран
основной площадкой для обучения с помощью метода
проектов. Во всех классах по данному предмету
предусмотрены часы на реализацию творческого
проекта. Поэтому эта тема сразу же меня
заинтересовала.
Выполняя проекты, школьники:
- осваивают составление плана деятельности.
- учатся самостоятельно искать и анализировать информацию.
- приобретают новые знания и умения.
Но проект это не только выполнение практической работы, это грамотно оформленная пояснительная записка о ходе выполнения работы, предоставление наглядного материала (презентации) на защите проекта. А для этого необходимо уметь правильно работать с такими программами как Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Следовательно, здесь должна быть установлена связь между технологией и информатикой. Но сделать это когда технология начинается с 5 класса, а информатика и ИКТ с 8 класса не так, то просто. Поэтому в 5-7 классах я провожу для желающих консультации по теме «Проектная деятельность».
С 8 класса в нашей школе информатика преподается так:
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
1 час в неделю, | 2 часа в неделю | 1 час в неделю, | 2 часа в неделю |
В программе «Информатика и ИКТ» не выделены
часы на выполнение проекта, но в конце каждого
изученного раздела проводится итоговая работа
по пройденному материалу. Вот на этих уроках
можно использовать метод проектов для
закрепления пройденного материала и расширения
знаний по теме. Учащиеся на этих уроках могут
углублять свои знания, изучая, то что не
предусмотрено программой или что затрагивалось
не так, как хотелось бы.
В этих условиях я предлагаю учащимся выполнить 2-3
мини-проекта – это работы небольшие по объему.
Учащиеся постепенно осваивают этапы
проектирования. При такой работе не теряется
интерес к работе над проектом, виден результат,
пополняется банк проектов.
Преимущества мини-проектов:
- обучение учащихся проходит в большей степени на исследовательском, творческом уровне;
- учащиеся постепенно осваивают и закрепляют элементы проектной деятельности;
- выбор учащимся из нескольких уже частично проработанных тем наиболее интересной и социально значимой и ее доработка;
- жесткие временные рамки выполнения, что предполагает большую (по сравнению с долгосрочными проектами) самостоятельность и активность учеников;
Недостатки:
- проект требует от учителя развернутой подготовки: необходимо продумать структуру проекта, сценарий его выполнения, предполагаемые результаты.
- большая загруженность учащихся во внеурочное время (для уменьшения нагрузки, выполняются индивидуальные и групповые мини-проекты).
Примеры мини-проектов для 10 класса:
Раздел программы |
Название проекта | Компоненты проектирования |
Конечный результат |
Примечание |
Текстовый редактор Microsoft Word | «Разработка заданий зачетной работы в текстовом редакторе Word.» | Постановка задачи, исследование (анализ приложения, самостоятельное изучение работы с разделами текста), составление плана выполнения практического задания. Оформление практического задания. Самооценка устно при защите проекта. | Пополнение банка проектов для проведения зачетной работы по теме. Обмен заданиями. Проведение зачета. | Групповой проект. Документация к заданию разрабатывается одна на группу и практическая работа тоже одна (каждый участник группы придумывает одно задание и описывает его). Пример задания Приложение 1 Пример выполненной работы Приложение 2. Можно немного упростить задание. Для этого уч-ся получают Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10, Приложение 11 |
Электронные таблицы Microsoft Excel | «Кроссворд с проверкой» | Потребности и проблемы, постановка задачи, исследование потребностей учителя, материалов. Разработка требований. Составление плана изготовления. Выполнение. Самооценка. Защита проекта. | Конкурс кроссвордов | Индивидуальный проект Пример кроссворда Приложение 3 Защита проекта, презентация Приложение 4, Приложение 12 |
Изучение программы Microsoft Publisher | «Газета по информатике» | Потребности и проблемы, постановка задачи, поиск интересных заданий, исследование мнения учащихся. Первоначальные идеи, выбор лучшей, проработка выбранной идеи. Моделирование. Самооценка. Защита. | Выставка газет | Групповой проект. Дизайн-папка
разрабатывается одна. Заданий в газете столько,
сколько человек в группе. Они должны иметь
стилевое единство. Пример газеты Приложение 5 |