Открытый урок по теме "Вывод информации на экран. Модуль CRT"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (996 кБ)


Цель:

  • Научить учащихся выводить информацию на экран.

Задачи:

  • рассмотреть структуру экрана в текстовом режиме;
  • изучить основные процедуры модуля CRT, используемые для вывода символов на экран;
  • научиться определять местоположение символа на экране;
  • показать применение новых знаний на практике;
  • способствовать в ходе урока развитию внимания конструктивного мышления, эстетического вкуса;
  • продолжить работу по воспитанию аккуратности и самоконтроля в ходе написания программы;
  • познавательного интереса к изучаемому материалу, увлеченности им.

Тип урока:

  • комбинированный, с использованием частично-поисковой деятельности.

Оборудование:

  • проектор,
  • презентация по теме,
  • среда программирования Turbo Pascal, на каждом ученическом компьютере,
  • карточки с заданиями.

ПЛАН УРОКА

  • Мотивация.
  • Актуализация опорных знаний и их коррекция.
  • Организация деятельности по применению знаний в стандартных и знакомых ситуациях (с оказанием оптимальной помощи в соответствии с зоной ближайшего развития учащихся) .
  • Самостоятельное применение комплекса знаний в изменённой и новой (незнакомой) ситуациях.
  • Самоконтроль, контроль.
  • Итоги урока.

ХОД УРОКА

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Знакомство учащихся с темой и целью урока (слайд 1)

Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала.

Каждый из вас получил карточку, на которой 3 вопроса и 2 фрагмента программы. Ответьте на вопросы, найдите ошибки в первом фрагменте и предскажите, что мы увидим на экране после выполнения второго фрагмента программы.

Вопросы для проверки знаний:

  • Из каких разделов состоит программа на языке программирования Pascal?
  • Как записать оператор вывода на экран?
  • Что происходит если добавить к этому оператору окончание ln
  • Для чего в этом операторе используются кавычки?
  • Чем отличается запись Write ("5+2") и Write (5+2)?
  • Что такое операторные скобки?
  • Какие знаки препинания используются в программе?
  • Какого правила мы должны придерживаться при написании программы для того, чтобы облегчить поиск ошибок и редактирование?
  • Вспомните, какие операции мы использовали на прошедшем уроке?

Теперь меняемся с соседом по парте своими работами. Взяли в руки карандаши и начинаем проверять работу своего соседа, выставляем ему оценку. Правильные ответы на доске. Передаём с последних парт карточки и работы.

Объяснение нового материала

При написании любой программы мы пользуемся оператором вывода информации на экран. Сегодня мы увидим, что даже такую простую и скучную, казалось бы, операцию мы можем сделать увлекательным занятием.

Давайте вспомним, с какой информацией мы уже работали раньше? (текстовой и графической).

В Паскале мы тоже можем работать с различной информацией. В среде ТР различают 2 основных режима - графический и текстовой. Сегодня мы с вами познакомимся с текстовым режимом. Экран состоит из строк, строки из позиций. В каждую позицию можно поместить только один символ. Грубо говоря, экран представляет собой тетрадный лист в клеточку. (слайд 3).

При работе с языком программирования мы работаем с комплексом программ, позволяющим программисту создавать собственные программы, пользуясь при этом значительным количеством готовых стандартных процедур. Паскаль и все стандартные процедуры при этом должны находиться в оперативной памяти компьютера. Однако память - вещь дефицитная и ее нужно экономить. Поэтому в Паскале определен целый ряд необязательных его кусков, которые называются стандартными модулями, которые загружаются с диска в память только тогда, когда программист их подключает в своей программе. Один из этих модулей называется CRT (слайд 4).

В тетради напишите подзаголовок "Процедуры графики". И рассмотрим основные процедуры текстового режима (слайд 5).

Следующий подзаголовок "Константы цвета". Всего 16 основных цветов, они нумеруются от 0 до 15. Вам выдали заготовку таблицы, состоящую из 4 столбиков, в 1-й столбик вписаны номера от 0 - 7 (их можно использовать в качестве цвета фона и цвета букв) в 3-й столбик цифры 8-15 (их используют только для цвета текста).

цвет цвет
0   8  
1   9  
2   10  
3   11  
4   12  
5   13  
6   14  
7   15  

Теперь каждый из вас открывает файл color.pas. В данном файле находится программа к задаче: вывести в центр экрана надпись "COLOR". Давайте разберем её. (Разбирается и вспоминается, что означает каждая строка в программе.) (слайд 6).

Изменяем значение константы у процедуры TEXTCOLOR, определяем значение каждой константы цвета и заполняем таблицу. Выполняют задание в течение 3 минут, затем значения констант проверяется (слайд 7).

Разбираем еще две задачи (слайд 8 и 9)

Практическая работа

Составить программу калькулятор, который умеет складывать, вычитать и умножать целые числа. Программа просит ввести 2 числа и номер производимого действия и печатает результат. Результат выполнения программы представлен на рисунке.

Самоконтроль.

Запуск программы при необходимости корректировка, исправление ошибок.

Итоги урока.

С работой справилось 90% учащихся.