Цель:
- Научить учащихся выводить информацию на экран.
Задачи:
- рассмотреть структуру экрана в текстовом режиме;
- изучить основные процедуры модуля CRT, используемые для вывода символов на экран;
- научиться определять местоположение символа на экране;
- показать применение новых знаний на практике;
- способствовать в ходе урока развитию внимания конструктивного мышления, эстетического вкуса;
- продолжить работу по воспитанию аккуратности и самоконтроля в ходе написания программы;
- познавательного интереса к изучаемому материалу, увлеченности им.
Тип урока:
- комбинированный, с использованием частично-поисковой деятельности.
Оборудование:
- проектор,
- презентация по теме,
- среда программирования Turbo Pascal, на каждом ученическом компьютере,
- карточки с заданиями.
ПЛАН УРОКА
- Мотивация.
- Актуализация опорных знаний и их коррекция.
- Организация деятельности по применению знаний в стандартных и знакомых ситуациях (с оказанием оптимальной помощи в соответствии с зоной ближайшего развития учащихся) .
- Самостоятельное применение комплекса знаний в изменённой и новой (незнакомой) ситуациях.
- Самоконтроль, контроль.
- Итоги урока.
ХОД УРОКА
Приветствие. Проверка отсутствующих.
Знакомство учащихся с темой и целью урока (слайд 1)
Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала.
Каждый из вас получил карточку, на которой 3 вопроса и 2 фрагмента программы. Ответьте на вопросы, найдите ошибки в первом фрагменте и предскажите, что мы увидим на экране после выполнения второго фрагмента программы.
Вопросы для проверки знаний:
- Из каких разделов состоит программа на языке программирования Pascal?
- Как записать оператор вывода на экран?
- Что происходит если добавить к этому оператору окончание ln
- Для чего в этом операторе используются кавычки?
- Чем отличается запись Write ("5+2") и Write (5+2)?
- Что такое операторные скобки?
- Какие знаки препинания используются в программе?
- Какого правила мы должны придерживаться при написании программы для того, чтобы облегчить поиск ошибок и редактирование?
- Вспомните, какие операции мы использовали на прошедшем уроке?
Теперь меняемся с соседом по парте своими работами. Взяли в руки карандаши и начинаем проверять работу своего соседа, выставляем ему оценку. Правильные ответы на доске. Передаём с последних парт карточки и работы.
Объяснение нового материала
При написании любой программы мы пользуемся оператором вывода информации на экран. Сегодня мы увидим, что даже такую простую и скучную, казалось бы, операцию мы можем сделать увлекательным занятием.
Давайте вспомним, с какой информацией мы уже работали раньше? (текстовой и графической).
В Паскале мы тоже можем работать с различной информацией. В среде ТР различают 2 основных режима - графический и текстовой. Сегодня мы с вами познакомимся с текстовым режимом. Экран состоит из строк, строки из позиций. В каждую позицию можно поместить только один символ. Грубо говоря, экран представляет собой тетрадный лист в клеточку. (слайд 3).
При работе с языком программирования мы работаем с комплексом программ, позволяющим программисту создавать собственные программы, пользуясь при этом значительным количеством готовых стандартных процедур. Паскаль и все стандартные процедуры при этом должны находиться в оперативной памяти компьютера. Однако память - вещь дефицитная и ее нужно экономить. Поэтому в Паскале определен целый ряд необязательных его кусков, которые называются стандартными модулями, которые загружаются с диска в память только тогда, когда программист их подключает в своей программе. Один из этих модулей называется CRT (слайд 4).
В тетради напишите подзаголовок "Процедуры графики". И рассмотрим основные процедуры текстового режима (слайд 5).
Следующий подзаголовок "Константы цвета". Всего 16 основных цветов, они нумеруются от 0 до 15. Вам выдали заготовку таблицы, состоящую из 4 столбиков, в 1-й столбик вписаны номера от 0 - 7 (их можно использовать в качестве цвета фона и цвета букв) в 3-й столбик цифры 8-15 (их используют только для цвета текста).
№ цвет № цвет 0 8 1 9 2 10 3 11 4 12 5 13 6 14 7 15
Теперь каждый из вас открывает файл color.pas. В данном файле находится программа к задаче: вывести в центр экрана надпись "COLOR". Давайте разберем её. (Разбирается и вспоминается, что означает каждая строка в программе.) (слайд 6).
Изменяем значение константы у процедуры TEXTCOLOR, определяем значение каждой константы цвета и заполняем таблицу. Выполняют задание в течение 3 минут, затем значения констант проверяется (слайд 7).
Разбираем еще две задачи (слайд 8 и 9)
Практическая работа
Составить программу калькулятор, который умеет складывать, вычитать и умножать целые числа. Программа просит ввести 2 числа и номер производимого действия и печатает результат. Результат выполнения программы представлен на рисунке.
Самоконтроль.
Запуск программы при необходимости корректировка, исправление ошибок.
Итоги урока.
С работой справилось 90% учащихся.