Сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, т.к. многие школьники страдают от одиночества, отсутствует ощущение общности с другими. У таких детей низкая самооценка, они застенчивые и неуверенные в себе, поэтому пытаются держаться в стороне.
Для каждого члена группы в равной мере важно чувствовать свою принадлежность к классному коллективу и свою значимость в нем.
Подросткам важно понять, что каждый человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны.
Предлагаемое мероприятие поможет создать в классе дружескую атмосферу доверия и открытого общения детей друг с другом, строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.
Цель: создание условий для толерантных взаимоотношений в классном коллективе и позитивного самовосприятия.
Данная цель реализуются через решение следующих задач:
- Развивать навыки эффективного взаимодействия в классном коллективе.
- Формировать толерантные отношения к себе и одноклассникам.
- Предоставить возможность участникам высказать свою точку зрения по обозначенным вопросам;
- Осознать свою значимость в классном коллективе.
Методы и технологии:
- дискуссии;
- психогимнастические упражнения;
- творческие задания с элементами арт-терапии.
Реквизит: лист ватмана с изображением дерева <Рисунок 2>, бумага, шаблоны кругов по количеству участников, фломастеры.
Ход мероприятия
1. "Классное дерево".
На полу комнаты раскладываются листы в форме дерева <Рисунок 1>.
Представьте себе, что это дерево - ваш классный коллектив. Подумайте и решите, где находитесь вы сами?
Участники встают по площади "дерева" на выбранное ими место.
Посмотрите внимательно, запомните, ваше месторасположение.
Насколько комфортно (нравится) вам здесь?
Если хочется сменить свое место, сделайте это.
Далее участники садятся в круг, и проводится обсуждение:
Почему выбрали именно это месторасположение?
Если подросток менял свое расположение в пространстве, то можно спросить о том, почему он решил перейти на другое место?
После аргументации участниками своих выборов проходит обсуждение значимости каждой части дерева и соотнесение её с позициями участников.
Затем участникам предлагается рассмотреть плакат со схематичным изображением дерева (рисунок 2).
Из каких частей состоит дерево?
Условно можно разделить дерево на три части: крону, ствол и корень.
Корень - основание дерева. Через корни дерево питается, насыщается полезными веществами, необходимыми для жизни. Корень "держит" всё дерево. Он не относится к видимой части дерева, но без него оно не живет.
Ствол - важная часть дерева. Он соединяет корень с кроной. Ствол обеспечивает подачу "питания" чтобы крона была красивой и пышной.
Крона - яркая, привлекательная часть дерева. Она видна всем. Она очищает воздух. Помогает дереву выжить.
Крона, ствол и корни - это части единого целого. Все они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
Участники объединяются в группы. Их задача - определить, какие черты характера больше подходят к "кроне", "стволу", "корням".
Ведущий обобщает полученные результаты:
Выбравшие корень: основательные. Про них можно сказать, что они "зрят в корень". Могут являться генераторами идей. Скромные, ответственные, добросовестные. Не любят быть на виду.
Выбравшие ствол: старательные, настойчивые, активные. Четко идут к намеченной цели. Способны поддержать других, помочь им.
Выбравшие крону: общительные, жизнерадостные, эмоциональные, любят быть на виду, в центре внимания. Предприимчивые, умеющие налаживать контакты, способные презентовать себя и результаты деятельности.
Ведущий помогает школьникам сделать вывод, что каждый из них неповторим, уникален и является частью целого, в данном случае - класса.
Одинаково важны одноклассники, которые могут:
- выдвинуть интересную идею;
- организовать деятельность;
- воплотить задуманное в жизнь;
- презентовать полученный результат.
2. Загаданное дерево.
Участникам раздаются карточки с названиями деревьев (например: берёза, яблоня, ель, дуб).
-Посмотрите на соседа слева. Ваша задача, наблюдая за ним, отгадать название дерева на его карточке.
Ведущий предлагает участникам поменяться местами по определённому признаку.
Поменяйтесь местами те, чьи деревья имеют:
- крону;
- плоды;
- корень;
- листья;
- чьи плоды съедобные;
- иголки;
- белый ствол;
- растут в роще;
- названия которых состоят из трёх букв;:
В завершении участники отгадывают название дерева, которое было написано на карточке у их соседа слева.
3. Весёлые ассоциации.
Ведущий просит продолжить фразы:
-Если бы я был деревом, то:
-Если бы я был животным, то:
4. Тотем.
Ведущий просит участников нарисовать себя в образе животного. Для работы участникам раздаются бумажные круги.
Далее участникам предлагается прикрепить свой рисунок на "Классное дерево" <Рисунок 2>, изображенное на листе ватмана (А 1) с учетом своих характерных особенностей. Участники аргументируют выбор образа животного и место его расположения "на дереве".
-Какие выводы вы для себя сделали?
Обращается внимание на наличие одинаковых животных (если таковые имеются), похожие характеристики у разных животных.
5. Обратная связь.
-Что хорошего в том, что вы все разные?
Все мы разные, но между нами много общего. Это общее помогает нам лучше общаться, сотрудничать. То, что мы разные делает жизнь класса разнообразной, интересной.
Предлагаемое занятие можно провести на классном часе. Оно обладает как диагностическим, так и развивающим потенциалом.
В ходе проведения занятия можно выявить индивидуальные качества школьников, а так же особенности их взаимоотношений в классном коллективе, определить ролевые позиции детей.
В ходе работы важно обращать внимание на индивидуальность, уникальность и значимость каждого ребенка.