Урок математики в 4-м классе на тему "Доли и дроби"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;
  • развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;
  • воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, дисциплины, наблюдательности.

Тип урока: комбинированный с компьютерной поддержкой и элементами здоровьесберегающих технологий.

На уроке с компьютерной поддержкой используются следующие формы обучения:

  • фронтальная форма;
  • групповая форма;
  • индивидуальная форма обучения

Оборудование: мультимедиа проектор, карточки для практической работы, фломастеры (карандаши), заготовка-круг, ножницы.

План урока

I. Организационный момент.

II Устный счет.

III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

IV. "Открытие" новых знаний.

V Первичное закрепление. Практическая работа

VI. Решение тренировочных упражнений.

V. Итог урока.

1. Организационный момент.

-- Итак, начинаем урок математики. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи. Работайте старательно и вас обязательно ждёт успех.

- Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём мы с повторения.

Перед тем, как приступить к работе вспомним, какие правила мы должны соблюдать на уроке? (Учитель выслушивает ответы детей) (слайд 2)

ПРАВИЛА:

  • Слушать.
  • Слышать друг друга.
  • Дополнять.
  • Исправлять, помогать.

II. Устный счёт (слайд 3)

1. Вычисли удобным способом:

37 +85 + 115 + 33

2. Миша нашёл а грибов, а Паша в 4 раза больше. Сколько грибов нашли мальчики? На сколько грибов Паша нашёл больше?

3. Прочитай число: 198400002. Сколько в нём сотен? Сколько единиц 1 класса?

4. Ленту длиной 2 м разрезали на 5 частей. Какой длины оказалась каждая часть?

5. 1 : 2= ? - Как 1 разделить на 2? (Ответы дете0й

- Итак, какая проблема у нас с вами возникла?

III. Сообщение темы урока

Тема сегодняшнего урока - "Доли и дроби" (слайд 4)

Цели:

  • Повторим всё, что знаем о долях;
  • Узнать что такое дробь;
  • Чем дробь отличается от доли;
  • Научиться находить дробь от числа и число по дроби;
  • Попробуем выполнять действия сложения и вычитания с дробями.

- Нам часто в жизни приходится делить целое на части. А сегодня в этом нам поможет семья Долиных. (слайд 5) Давайте я вам расскажу о семье Долиных. Бабушка (слайд 6) очень любит печь пироги и печенье. Дедушка гордится своим садом. Папа с мамой работают на ферме, в основном они выращивают коз, в этом им помогают их дети Дробик и Долюша.

Дробик и Долюша проголодались, а на обед у них только один песочный пирог. Бабушка куда-то ушла и поделить его некому. Поделите его сами.

Дробик: Я разрешаю тебе, Долюша поделить пирог при условии, что я выберу свою часть первым (слайд 7.) Долюша режет пирог пополам. Он следит за тем, чтобы оба куска были одинаковыми.

Долюша разрезала пирог пополам. (слайд 8) Половина - это доля! Но как только мы её запишем вот так ?, доля станет называться дробью. Числа, которые больше 0, но меньше 1, называются простыми дробями . Этот кусок уже не целое, то есть меньше 1, но и не 0, ведь он есть.

- А после пирога ребята съели апельсин (слайд 9)

IV. "Открытие" новых знаний.

Число под чертой указывает на сколько равных частей был поделен предмет. Число над чертой показывает, сколько таких частей берется.

Дробь  - это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух   чисел, разделенных чертой. - Как же они называются? ( уч-ся ищут в классе ответ на карточках)

, где - m числитель, а n - знаменатель. (слайд 10)

Число под чертой называется знаменателем, а число над чертой называется числителем.

Папа с мамой тоже проголодались. Дробик и Долюша, поделитесь с ними. Как вы поступите? Значит надо поделить пирог на 4 части (слайд 11). Четверть - это доля. Как напишем это число? Почему?

(слайд 12)

Игра "Числитель-знаменатель"

Чтобы запомнить, что такое числитель и знаменатель и не путать их поиграем в игру. Если я называю числитель, поднимаем руки вверх - показываем, что он записывается сверху. Если я называю знаменатель, показываем, что он пишется внизу. Если показываю черту дроби, складываем руки горизонтально

Бабушка Доля испекла пиццы. И ей прислали заказы на них. Давайте поможем разделить пиццы (раздать пиццы- круги и заказы на них. Ученики делят на 4 и 8 частей)

Сравнение дробей (вырезают)

  • 1 вариант: возьмите 1/4 часть;
  • 2 вариант: возьмите 1/8 часть;

- У кого больше? Что мы видим?

Дети сравнивают в парах способом наложения. Учитель на модели

Вывод: чем больше знаменатель, при одинаковом числителе, тем меньше дробь, чем меньше знаменатель, при одинаковом числителе, тем больше дробь.

Вывод : чем меньше числитель, при одинаковом знаменателе, тем меньше дробь, чем больше числитель, при одинаковом знаменателе, тем больше дробь.

Давайте сравним доли (слайд 13): Чем больше долей, тем меньше каждая часть. (1/9 1/3)

(слайд 14) (сравнение дробей с одинаковым числителем)

Пауза. (стоя) Закройте глаза. Представьте, что ваш носик вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке, в чернила и начертите носом с движением головы в воздухе квадрат, разделите его на 4 части, закрасьте 3/4 своим любимым цветом.

(слайд 15) (Нахождение доли числа) (1/9 от 72 м, 1/8 от 96 м, 1/5 от 90 ц, 1/6 от 84 ч, 1/7 от 280 кг, 1/4 от 320 с)

(слайд 16) Яблоко вести 300 г. Сколько весит 1/6 этого яблока?

Арбуз весит 8 кг. Сколько весит половина арбуза?

V. Первичное закрепление. Практическая работа

А теперь давайте посмотрим и запишем, какая часть дроби закрашена (слайд 16).

VI. Решение тренировочных упражнений.

1. Ну а теперь несколько задач (слайды 17 - 21)

  1. На ферме у деда 17 животных среди них 4 козы?
  2. Какую часть всех животных составляют козы?
  3. В саду Долинных выросло всего 5 яблок. Из них 2 красных. Какую часть составляют красные яблоки?
  4. В бидон Доля налила молоко. Какая часть бидона занята молоком?
  5. Какую часть поля вспахал Доль?
  6. Какую часть всех яблок внуки положили в тарелку?

2. Теперь давайте попробуем найти число по доле. № 225 (Учебник "Математика-4", М.И.Моро,2008)

3. Попробуем выполнить сложение и вычитание дробей (слайд 22):

а) Картофель занимает 3/7участка, а помидоры 1/7 участка. Какую часть участка занимают помидоры и картофель?

б) За два дня засеяли 10/11 поля. В первый день засеяли 4/11 поля. Какую часть поля засеяли во второй день?

в) Бабушка принесла апельсины. Дробик получил 3/7, а Долюша 2/7 части всех апельсинов. На сколько Дробик получил больше апельсинов, чем Долюша?

V. Итог урока. (слайд 23)

- Сегодня вы получили оценки 20/4 и 20/5. Сколько это?

- Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение.

Закрепление - крюки Эдиссона

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Фигура 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Закрашено                    
Незакрашено                    

Окончен урок, и выполнен план. (слайд 24)

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились