Цель урока: знакомство с познавательным процессом – памятью.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать понятия: память, функции памяти, механизм формирования памяти, виды памяти, способы тренировки памяти.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к физическому и психическому здоровью, развитие коммуникативных качеств, доброжелательности в отношениях с другими.
Развивающие:
Развитие умения сравнивать, делать выводы, анализировать и систематизировать информацию, обобщать, устанавливать соответствие.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями.
Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами постановки проблемных задач.
Ход урока
I. Организационный момент. Целеполагание. (1 мин.)
II. Актуализация знаний. (4 мин.)
Этап актуализации знаний проводился в виде работы в парах, учащимся предлагалось выполнить задание на нахождение соответствия, дл этого надо было проанализировать содержание определений познавательных процессов, изученных на предыдущем уроке и подобрать подходящий пример (Приложение 1). Проверка правильности выполнения осуществлялась с помощью интерактивной доски. Работа в парах способствует восполнению пробелов в знаниях, если таковые имеются.
III. Изучение нового материала. (27 мин.)
1. Определение памяти. виды памяти.
Класс предварительно делится на 4 группы, каждая из которых получает индивидуальное задание.
1 группа: Составить схему “Виды памяти по длительности хранения информации”.
2 группа: Составить схему “Виды памяти по воспринимающему анализатору”.
3 группа: Составить схему “Виды памяти по способу психологической деятельности”.
4 группа: Составить схему “Виды памяти по целям деятельности”.
Изучение нового материала начинается с просмотра части учебного фильма видеостудии Кварт. Анатомия и физиология человека, посвященной памяти (эпизод 2), после просмотра участники каждой группы выполняют задание.
После просмотра фильма в тетради записывается определение памяти как познавательного процесса, затем проверяется выполнение заданий по группам, для этого по одному представителю из каждой группы на доске изображают составленную схему. Учащиеся из других групп и учитель вносят коррективы, если это необходимо.
Схемы переносятся в рабочие тетради.
2. Механизм формирования памяти.
После рассказа учителя на доске составляется схема.
Формирование памяти
3. Определение ведущего типа памяти у учащихся.
В этой части урока детям предлагается тестовое задание, которое поможет определить какой тип памяти – зрительная или звуковая является ведущей.
Тест 1
Определение объема краткосрочной слуховой памяти.
Учитель диктует 12 понятий, после чего учащиеся должны записать все, что запомнили из этого списка.
Примерный список слов:
плакат
урок
песня
мысль
краска
тишина
совесть
сосед
указка
дружба
речь
пример
Затем производится проверка, в которой учитывается не только правильное запоминание слов, но и их порядок. Результат записывается в тетради.
Тест 2
Определение объема краткосрочной зрительной памяти.
Учащимся предлагается презентация, в которой каждый слайд содержит одно слово. После показа учащиеся должны записать все, что запомнили из этого списка. Затем производится проверка, в которой учитывается не только правильное запоминание слов, но и их порядок. Результат записывается в тетради.
Затем результаты двух тестов сравниваются между собой, и дети делают вывод о ведущем типе памяти (ведущим типом будет вид памяти, по которому результат теста лучше).
IV. Закрепление (8 мин.).
Ученикам предлагается на основе полученных данных составить рекомендации по оптимизации процесса запоминания с учетом ведущего типа памяти (самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой).
V. Задание на дом (5 мин).
В качестве домашнего задания объявляется конкурс на лучшую шпаргалку по материалам урока.
Литература и материалы
- Видеостудия Кварт. Анатомия и физиология человека. 1997 год. Россия.
- “Биология. Человек”, 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 272 с.: ил.
- Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, И.Д. Зверев, Просвещение, 1983 г.