Программное содержание: познакомить детей с прошлым нашего края, нашего города; продолжать работу по углублению знаний о родном городе; способствовать осмыслению значений образных выражений, развивать речь; вызвать интерес к истории родного города, воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям разных профессий.
Предварительная работа: рассматривание карты России, республики Татарстан; знакомство с костюмами русских крестьян; беседа о происхождении своего имени, фамилии; чтение книги Даниила Анисимова «Необычное путешествие Рустама и Вани».
Методические приемы: вопросы, беседа, рассматривание карты, художественное слово, объяснение, поощрение, помощь воспитателя, подвижная игра, кроссворд.
Словарная работа: крестьяне, косоворотки, починок, шайки разбойников, предки, град, пищали, амбар, водяная и ветряная мельница.
Индивидуальная работа: упражнять детей (подгруппу) в ответах полными предложениями, с отдельными детьми закрепить новые слова, дополнительно объяснить значение слов, образных выражений.
Материал к занятию: карты России, республики Татарстан, книга Даниила Анисимова «Необычное путешествие Рустама и Вани», открытка с адресом группы, кроссворд.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята посмотрите, утром по почте пришла открытка. Как вы думаете, кому она адресована? (Нам. На ней написан адрес: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Шамиля Усманова, дом 40/08, детский сад «Крепыш», группа №8).
Воспитатель: Что в ней может быть написано. О, да тут стихотворение! Послушайте его и скажите, о чём оно. (Воспитатель читает стихотворение)
Кама гладит волной золотые пески,
Время новые звёзды для нас зажигает.
Самый лучший из всех городов нашей судьбы
Как в счастливые рейсы, на жизнь отправляет.
Город надежд, город ветров,
Город – мечта и сбывшихся снов.
Город, который построили мы,
Наши Челны, наши Челны.
Воспитатель: О каком городе говорится в стихотворении? (О нашем городе, Набережные Челны). Ребята, какими словами автор рассказывает о нашем городе? (В стихотворении автор говорит, что наш город – самый лучший, потому что этот город мы сами построили).
Воспитатель: Правильно в этом стихотворении говорится о нашем городе Набережные Челны. Ребята вспомните, пожалуйста, на берегу какой реки расположен наш город. (Наш город расположен на берегу реки Кама).
Воспитатель: Совершенно верно, на берегу реки Кама. Скажите, пожалуйста, какие достопримечательности нашего города вам особенно нравятся, куда бы вы хотели сходить, что хотели бы вы посмотреть. (Дети перечисляют достопримечательности города: завод КамАЗ, картинная галерея, органный зал, театры: Русский драматический театр, Татарский драматический театр, театр зверей и птиц, парк Победы, музей истории города).
Воспитатель: Да, в нашем городе есть что посмотреть и показать – это и КамАЗ, и многочисленные предприятия города, которые обеспечивают нас всем необходимым, и картинная галерея, органный зал, театры, очень нравится парк Победы, где можно хорошо отдохнуть.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто мэр нашего города? (Василь Шайхразиев.) Правильно, это Василь Шайхразиев. Он много работает, чтобы в нашем городе было всем хорошо жить и трудиться.
Воспитатель: А вот скажите, кем работают ваши родители? (Мой папа работает полицейским, а мама секретарём-референтом. А моя мама выпускает газету «Единство». Моя мама работает продавцом, а папа – водителем). Молодцы, много вы профессий назвали и все они нам нужны, все они приносят пользу нашему городу. Спасибо вам.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, кем были первые жители нашего города – Набережные Челны? (Старые, старые люди. Челнинцы. Люди, которые построили наш город).
Воспитатель: Да, много вы назвали версий и догадок. А хотите на самом деле узнать, кем же были первые поселенцы нашего города? (Да).
Воспитатель: Дети, вспомните, какая у нас в группе есть интересная книга о нашем городе? Книга называется «Необычное путешествие Рустама и Вани». Написал эту книгу мальчик по имени Даниил Анисимов. Когда он её написал, он учился в 7 классе в гимназии №77 нашего города. Мы уже ни один раз читали её, рассматривали, а давайте теперь поговорим о ней.
Воспитатель: Расскажите, что самое интересное запомнилось вам из этой книги. (Мне запомнилось, что два друга отправились путешествовать во времени и оказались в прошлом).
Воспитатель: Какой транспорт заменил машину времени в путешествии Ване и Рустаму? («Кораблик – Мечта»).
Воспитатель: Да, это был «Кораблик – Мечта». Кого первых увидели друзья? (Друзья увидели крестьян).
Воспитатель: Правильно, это были крестьяне, одетые в широкие … (штаны), длинные рубахи – … (косоворотки), а на ногах у них … (лапти), из села … (Трёхсвятское). Что больше всего поразило Ваню и Рустама в именах и фамилиях первых жителей? (Друзья удивились, что по имени и фамилии можно было определить, откуда приехали люди в наш город).
Воспитатель: Верно, они удивились, что по имени и фамилии можно было определить, откуда переселился в селение тот или иной человек, а часть фамилий указывает на национальность. Ребята, скажите кто такие бобыли? (Бедные крестьяне).
Воспитатель: Правильно, бобыли – это бедные крестьяне, которые не могли обрабатывать землю, а зарабатывали себе на жизнь промыслами. А кто же угрожал мирным первым жителям? (Ответы детей).
Воспитатель: Как же защищались наши предки? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, Ваня с Рустамом остались довольны тем, как защищены первые жители нашего города. Давайте, сейчас поиграем.
Физминутка. Татарская народная игра «Тимербай».
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает
какое-нибудь движение. Все должны повторить его.
Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали,
повторять нельзя. Показанные движения надо
выполнять точно. Можно использовать в игре
различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.
д.).
Воспитатель: Ребята, Ваня с Рустамом нам прислали кроссворд. Давайте разгадаем его.
КРОССВОРД
2. | |||||||||||
1. | |||||||||||
3. | 4. | ||||||||||
5. | |||||||||||
По горизонтали:
1. Автомобиль – гордость Набережных
Челнов.
3. Республика, в которой находится город
Набережные Челны.
5. Село, из которого крестьянская община
перешла на левый берег реки Кама и обосновала
Челнинский починок.
По вертикали:
2. Река, на берегу которой расположен
город Набережные Челны.
4. Месяц, в котором отмечается день
республики Татарстан.
Анализ занятия:
– Что интересного узнали на занятии? (Мне
интересно было слушать, как Ваня и Рустам
отправились в прошлое на «Кораблике Мечты». Мне
было интересно играть в игру «Тимербай». Мне
понравилось разгадывать кроссворд, который
подарили Ваня и Рустам).
– Что вам показалось сложным? (Мне тяжело было
запомнить, во что были одеты крестьяне).
Так кто же были первыми поселенцами города
Набережные Челны? (Первыми поселенцами города
Набережные Челны были крестьяне).
– О каких достопримечательностях хотите
рассказать друзьям? (Я хочу рассказать о музее
истории города, там очень интересно, очень много
старинных вещей. Я хочу рассказать о детском
театре «Дом зверей и птиц»).
Использованная литература:
- Анисимов Д. Необыкновенное путешествие Рустама и Вани. – Набережные Челны, 2007.
- Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР.– М., Просвещение, 1989.