Потенциал классных традиций

Разделы: Классное руководство


Цель школы 21 века - формирование ключевых компетентностей. Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности».

Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность. Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

  • научить получать знания (учить учиться);
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда);
  • научить жить (учение для бытия);
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. [1].

В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.

Компетентности формируются в классном (ученическом) коллективе, который определяется как группа учеников, объединенная общей социально- значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях [4].

Основной характеристикой социальной компетенции классного руководителя является эффективная и творческая демонстрация использования знаний и умений в процессе формирования классного коллектива.

Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно [2].

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции [3].

Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.

Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Классные традиции являются продолжением и дополнением школьных традиций.

В 2008-2009 учебном году я стала классным руководителем 5 «А» класса. В классе 6 мальчиков и 12 девочек. За три с половиной года у нас сложились большие и малые традиции (Презентация 1).

Наше первое коллективное дело – это решение не ждать окончания 11 класса, когда выпускники высаживают деревца и кустарники, а посадить сосны сибирские в День Учителя, пусть наш лес растет вместе с нами. Не все растения сохранились, но мы ухаживаем за саженцами, в прошлом году посадили еще и молоденькие дубки, которые вырастила из желудей семья одного из учеников.

4 октября празднуется Всемирный День защиты животных. Начиная с 5 класса, мы посещаем Живой уголок в г. Юрга. Привозим с собой овощи, семечки, сено в гостинец животным. Общение с животными, уход за ними, все это важно для того, чтобы ребенок не рос равнодушным человеком. Эти посещения несут с собой много положительных эмоций.

Также в школе организуем фотовыставку «Эти замечательные животные!». В результате голосования определяются самые интересные работы. Победители награждаются грамотами.

Уважение к учителю, его труду воспитывается и через отношение школьников ко Дню Учителя. Принимаем участие в школьном празднике и готовим номера художественной самодеятельности и поздравление от класса учителям в разнообразной форме: газеты, открытки (5 кл.), фотографии с поздравлениями (6 кл.), грамоты с номинациями(7 кл.), презентации (Презентация 2), фильм (Приложение 1). Главное, чтобы это было не формально, а от души.

Следующий праздник, который нельзя обойти стороной - это День Матери. Сейчас много печатается материалов к празднику, которые используем для составления сценария. На День Матери к нам приходят мамы, бабушки и тети уже 4-ый год подряд. Готовим для них сценки, конкурсы, поздравления, небольшие подарки, сделанные своими руками, фильм (7 кл.).

Ежегодно проводим операцию «Кормушка», в этом году она уже проводилась на уровне школы. Класс награжден грамотой за активное участие. Здесь главное, чтобы не просто повесить кормушки , а постоянно подкармливать птиц.

Ежегодно организуем классный новогодний праздник. Ребята участвуют в сценках, конкурсах, организуем новогоднюю почту, новогодние поделки(5-6 кл.), рисуем новогоднюю классную газету в «лицах», дарим и получаем подарки, наряжаем классную елку, пишем пожелания на следующий год и через год вскрываем конверт, сбылись пожелания или нет. Делаем фильм (с 7 кл.). Участвуем в школьном новогоднем КТД: лепим снежную фигуру, делаем игрушки на елку. В этом учебном году решением классного собрания от традиции проведения классного праздника отказались, остановились на школьном празднике, все остальные элементы новогоднего КТД сохранили.

Нельзя оставить без внимания и День святого Валентина. В классе организуется почта. Составляется сценарий праздника, конкурсы. Праздники сопровождаем презентациями об этом празднике. В конце подведение итогов - какая пара образовалась? Валентин и Валентина отправляются в романтическое путешествие (в 6 кл.- катание Валентином Валентины на санках, в 7 кл.-2 билета на каток).

Поздравление мальчиков с праздником 23 февраля и поздравление девочек, их мам и бабушек с праздником 8 Марта - это обязательно торжественная часть и сценки, конкурсы, газеты с «лицами»,подарки, сделанные «дешево и сердито»- фотографии, выполненные с помощью программы Adobe Photoshop.

1Марта-День Весны мы встречаем, украшая деревья мартеницами. Эту традицию я предложила детям. Это красивый болгарский обычай. В этот день болгары поздравляют друг друга с наступлением весны и дарят близким родственникам и знакомым по мартенице с пожеланиями о здоровье, счастье и долголетии. Мы не соблюдаем болгарские обычаи, а просто украшаем мартеницами деревья и загадываем желание.

3-ий год мы проводим в воскресенье праздник Масленицы. Мы чествуем Масленицу, прыгаем через костер и получаем блин, накрываем стол с угощениями и горячим чаем. Масленица догорает, мы устраиваем разные конкурсы, например, битва подушками, бег в мешках, перетягивание каната, игра в «Волки и овцы».

Дни Здоровья – тоже традиция нашего класса. Проводим Веселые старты, катаемся на коньках, на окончание 1 четверти 2010г. мы играли в подвижные игры, активно отдыхали в лесу. О вреде курения не только проводились беседы , а так же демонстрировалась модель «курящая кукла».

1апреля - замечательный праздник-День смеха. Одним из радостных моментов был конкурс
«Угадай улыбку». Я сфотографировала улыбки детей, и нужно было узнать улыбку одноклассника по фотографиям. Победителей конкурса наградили веселыми грамотами.

Когда-то мы с моими давними учениками проводили неделю биологического разнообразия . В 6-ом классе возникла необходимость разнообразить классную жизнь и решили переделать это мероприятие просто в неделю разнообразия.

  • 1 день-День вежливости
  • 2 день-День комплиментов
  • 3 день-День хороших отметок
  • 4 день-День отличного настроения
  • 5 день-День сюрпризов
  • 6 день-День новостей
  • 7 день-День жареных сосисок

Эта идея воплотилась в жизнь. Всем запомнились и понравилась эта неделя: и день сюрпризов ( в этот день делали друг другу сюрпризы, небольшие знаки внимания), и день новостей (из большой коробки сдали макет телевизора, участники в роли дикторов самостоятельно подготовили информацию для слушателей) и, конечно, день жареных сосисок, когда в воскресенье всем классом мы провели время на воздухе, играли, катались с горки и жарили на костре сосиски.

В 5-6 классе такие события, как День Знаний, окончание четверти и учебного года мы праздновали в клубе «Строитель» (г. Юрга). В 7 классе родители там же стали организовывать дни рождения детей, куда приглашали весь класс.

Малые, будничные, повседневные традиции скромнее до масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям [3]. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Мы радуемся победам одноклассников. Кидаем «чепчики» в честь одноклассников, улучшивших знания и отметки по предметам за четверть! По результатам четверти каждому ребенку вручается грамота, где прописаны все его достижения за четверть, его общественная и учебная работа.

Классные часы, генеральные уборки, дежурство по школе, в классе и в столовой, трудовые дела, участие в предметных декадах, в олимпиадах, научно-практических конференциях, в спортивных соревнованиях, работа с портфолио, и многое-многое другое, что заполняет классную жизнь школьника- главное, чтобы это затрагивало душу ребенка и вызывало у него чувство сопричастности ко всему происходящему, воспитывало чувство ответственности за себя и свой коллектив, помогало ему ощутить свою нужность для класса и в будущем реализовать себя как личность.

Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными - это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций[3].

Таким образом, ключ к формированию социальной компетентности личности лежит в проектировании и организации совместных социальных действий, организованных педагогом и классным коллективом.

Список литературы

  1. Асмолов А., Солдатова Г. Режиссура совместных действий. Социальная компетентность классного руководителя. http://www.ug.ru/archive/21071
  2. Классный руководитель – это не работа, это образ жизни. http://bajenovoscool.edusite.ru/p28aa1.html
  3. Михайленко О.И.Общая педагогика. Электронный учебник. КБГУ. 2009
  4. Социальная компетентность классного руководителя. http://mtscool.ucoz.ru/publ/