Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук [М.М. Кольцова].
В настоящее время в дошкольных учреждениях для стимулирования речевого развития стали уделять большое внимание тренировки движений пальцев рук. В нашем саду мы применяем пальчиковые упражнения с предметами из конского волоса для развития мелкой моторики. Упражнения с предметами из конского волоса проводятся в игровой форме. Это доставляет удовольствие детям, снимает общую усталость, уменьшает психологическую нагрузку и дает возможность переключиться на другой вид деятельности. Такие упражнения являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Выполняя пальчиками различные упражнения с предметами из конского волоса, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Конский волос оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояния мышц и суставов кистей руки. Также создает благоприятный эмоциональный фон для повышения речевой активности ребенка.
В нашу разработку входят три комплекса упражнений.
- Упражнения с шариком.
- Упражнения с веревочкой.
- Упражнения с «дейбиир».
Удерживание шарика, веревки во время выполнения упражнений, плетение косичек из дейбиир, повышает координацию движений.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные способности ребенка.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения с речевым сопровождением(четверостишия), которые развивают память и внимание.
Научился шарик я
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Я маленький ёжик
Без головы и ножек –
Спрятал их в клубок
От тебя, дружок!
Я катаю мячик влево
Я катаю мячик вправо
Я катаю мячик вверх
Я катаю мячик вниз
Змея ползет своей тропою.
Как лента по земле скользит.
А мы движение такое
Рукою можем с вами повторить
Веревочку в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Пальчики перебираем.
И цепочку получаем
Длинная цепочка
нигде не расплетется
Змейка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи
В детский сад в июле
Пошла наша Юля
Бантики, косички
Заплели сестрички
Волосы за висок
между пальцев бегут,
как волны, наискосок,
и не видно рук
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Предлагаемые пальчиковые упражнения пригодятся и родителям и педагогам.
Пальчиковая гимнастика с предметами из конского волоса способствует стимулированию речевого развития детей путем тренировки движений пальцев рук, а также влияет на хорошую подвижность и гибкость пальцев рук, что в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.