Понятие «вектор» очень тяжело усваивается многими учениками, понятие требует умения мыслить абстрактно и хорошего знания математики, а, точнее, геометрии.
В физике векторных физических величин значительно меньше, чем скаляров, но именно они лежат в основе большинства физических законов, а на работе с ними основано решение огромного количества задач в самых разных разделах физики.
Учащиеся знакомятся с векторами ещё до того, как начинают изучать физику, но, как говорится, «мы это прошли»… В физике первая встреча с векторами – при изучении понятия «скорость»: «Скорость, кроме числового значения, имеет и направление. Величины, которые кроме числового значения (модуля), имеют ещё и направление, называют векторными.» [А.В. Пёрышкин, Физика-7. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, Дрофа, Москва 2011]
Следующей векторной величиной является сила. И уже в 7 классе желательно заложить основы графической работы с силой и с векторами вообще на чертежах: как изображается вектор на чертеже, где находится точка приложения силы, куда направлен вектор силы, как складываются силы, что такое равнодействующая сил.
Презентаций на эту тему существует множество, данная презентация – будет первой в вырабатывании навыков работы с векторами, поэтому я сознательно сделала её упрощённой, не перегруженной сложностями, всё это впереди.
Презентация состоит из 16 слайдов:
1 – определение силы, результат действия силы,
обозначение, наименование;
2, 3 – сила тяжести;
4 – сила упругости;
5 – сила трения;
6 – равнодействующая сила
7 – случай нахождения равнодействующей, когда
две силы направлены вдоль одной прямой в одну
сторону;
8 – случай нахождения равнодействующей, когда
две силы направлены вдоль одной прямой в
противоположные стороны;
9 – случай, когда на тело действуют две равные по
модулю и противоположно направленные силы;
10 – нахождение равнодействующей в случае, когда
две силы направлены под прямым углом друг к
другу;
11-14 – задача на нахождение равнодействующей
нескольких сил в случае, когда силы действуют
вдоль одной прямой;
15 – нахождение модуля силы по её проекциям;
16 – пример: тело покоится на наклонной плоскости.
В дальнейшем, эту презентацию можно использовать в 9, 10 классах как повторение материала, дополняя её более сложными ситуациями, задачами.