Урок окружающего мира "Путешествие по Москве. Московский Кремль"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • дать понятие "план местности";
  • познакомить детей с достопримечательностями города Москвы, историей создания Московского Кремля.
  • развивать речь, мышление, кругозор;
  • воспитывать интерес к истории Отечества.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
  2. Презентация "Достопримечательности Москвы. Московский Кремль".

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд №1 "Путешествия"

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать большую тему - "Путешествия".

Вы знаете, что прежде чем отправиться в любое путешествие, туристу нужно как следует разработать предстоящий маршрут. Что ему в этом поможет?

Слайд №2 "Карта"

II.Повторение изученного на прошлом уроке.

- Мало карту иметь, нужно ещё уметь её читать, понимать условные знаки.

- Давайте вспомним, как по карте определить стороны горизонта?

- Скажите, что обозначают на карте различные цвета?

- Что обозначают другие условные знаки карты?

- Я вижу, что вы умеете читать карту, и с вами можно смело отправиться в путешествие.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Итак, я вас приглашаю в путешествие по Москве, во время которого вы узнаете много интересного об этом городе, познакомитесь с его достопримечательностями.

- Ребята, что вы знаете о Москве? (Ответы детей)

- Москва - огромный город. В нём около 4 тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе очень сложно, особенно тем, кто приехал в Москву в первый раз. Что же может помочь гостям Москвы достаточно легко ориентироваться

в городе? (Карта)

IV. Создание проблемной ситуации.

- Можем ли мы с нашей картой путешествовать по Москве?

- Почему? Поможет она нам не заблудиться в городе?

- Кто знает, что может нам помочь?

- Выход есть. Путешествовать по Москве нам поможет план.

V. Изучение нового материала.

Слайд №3 "План".

- Рассмотрите план центральной части Москвы. Что изображено на нём? (На нём показаны улицы, площади, парки, музеи). Пользуясь планом города можно легко проехать или пройти туда, куда вам хочется.

Давайте воспользуемся планом и познакомимся с городом.

Слайд №4. "Путешествие по Москве".

Слайд №5. "Памятник Юрию Долгорукому".

- Город Москва был основан более восьмисот пятидесяти лет назад на берегах Москвы-реки. Основал город князь Юрий Долгорукий, которому в центре Москвы установлен памятник.

Слайд №6 "Герб Москвы".

- Перед вами герб Москвы. Герб - это эмблема города.

- Что изображено на гербе Москвы? (Всадник с копьём, убивающий змея). Всадник - это Святой Георгий - Победоносец.

Слайд №7. "Достопримечательности Москвы".

(Спросить детей, знают ли они, что такое "достопримечательности"?)

- В Москве очень много достопримечательностей. Мы познакомимся с некоторыми из них.

Это - Большой Театр, он прославился на весь мир своими оперными и балетными постановками. ("Лебединое озеро")

- МГУ - университет, поступить в который мечтают почти все выпускники школ.

- Мемориальный комплекс "Поклонная гора", возведённый в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Слайд №8 "Фонтан слёз" на Поклонной горе.

Слайд №9 "Храм Христа Спасителя".

- Кто-нибудь из вас был в нём? Этот храм поражает своим величием и красотой.

25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона.

Храм решено было возвести на месте бывшего Алексеевского женского монастыря. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано удачно: храм был виден с любой точки Москвы.

На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек. Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали легенду о проклятии монахини. По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года.

В конце 1980-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя. Миллионы россиян внесли добровольные пожертвования, и в 2000 году полностью воссозданный храм был освящен.

Слайд №10. "Третьяковская галерея"

Третьяковская галерея. В ней собраны картины самых знаменитых художников.

Некоторые из этих картин вам уже знакомы. Это картина художника А.М. Васнецова "Три богатыря" и И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу".

Слайд №11. "Московский Кремль"

Главная достопримечательность Москвы - это, конечно, Московский Кремль.

Именно Кремль является символом России. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится наша страна. А в Большом Кремлёвском дворце расположена Резиденция Президента России.

VI. Физкультминутка.

Вот Москва - столица наша,
Не найти столицы краше,
Солнце хоть весь день свети
Город нам не обойти.
Север, юг, восток и запад -
Не пройти столицу за год.

История Кремля.

Вы наверняка слышали такую поговорку: "Москва не сразу строилась".

Москва и Кремль не сразу были такими, какими мы их привыкли видеть.

Слайд №12. "История Кремля"

- Давным-давно, более 850 лет назад, из богатого города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости.

Понравился князю удобный для обороны холм - место слияния двух рек: лесной речки Неглинной и большой Москвой-рекой. Пусть, думал Юрий Долгорукий, небольшая крепость в лесу сторожит дальние земли Суздаля.

Слайд №13. "Постройка первых стен кремля".

Слайд №14. Обнесли воины холм земляным валом   забором, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. (Учитель показывает репродукцию картины А. М. Васнецова "Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким").

Слайд №15. "Москва белокаменная"

Шли годы. Все чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву "белокаменной". (Дети рассматривают репродукцию картины А. М. Васнецова)

- Что же происходило с Кремлем дальше? Об этом мы прочитаем в учебнике на с. 102-103.

Работа с учебником.

Дети читают текст вслух по частям, рассматривают репродукцию картины А. М. Васнецова с. 102-103,

Слайд №16. "Московский Кремль при Иване III".

- Почему Иван III решил перестроить кремль?

- Из чего был построен новый Кремль?

- Что находилось внутри стен Кремля?

VII. Зарядка для глаз.

Слайд №17 "Современный Кремль"

Постепенно Кремль становился таким, каким мы привыкли его видеть. Как вы думаете, сколько башен у кремля?(20)

С некоторыми башнями я вас познакомлю.

Слайд №18 "Тайницкая и Царская башни"

Тайницкая башня самая старая, в ней было два тайника: тайник-колодец и тайник - подземный ход к речному берегу

Самая молодая Царская башня.

Слайд № 19. " Башни Троицкая и Кутафья"

Самая высокая Троицкая башня - восемьдесят метров.

Самая маленькая Кутафья.

Слайд №20 "Спасская башня"

А эту башню узнаёте?

Слайд №21. "Соборная площадь. Колокольня Ивана Великого"

На территории Кремля расположена самая древняя площадь Москвы - Соборная площадь. На её территории возвышается колокольня Ивана Великого.

Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самом верху, на боевой площадке, сидел караульщик и смотрел вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в колокола, стража поднимала подъемные мосты надо рвом и наглухо запирала кремлевские ворота. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль. Но и всю Москву.

Слайд №22. "Царь-колокол"

- Кто знает, как называется эта достопримечательность? (Царь-колокол)

- Почему его так назвали?

Прослушаем сообщение, которое подготовили дети.

Слайд №22 "Царь-пушка"

Сообщение ученика об этой достопримечательности

Слайды № № 23,24 "Красная площадь"

Заканчиваем наше путешествие по Москве на самой главной площади страны - Красной площади. С одной стороны Красную площадь обрамляют стены Кремля, с другой возвышается Покровский собор, напротив собора находится Исторический музей.

- Как вы думаете, почему площадь назвали Красной? (Ответы детей )

- Давайте прочитаем, что об этом говорится в учебнике. (Текст на стр.104)

Дети читают текст.

- Так почему же москвичи назвали свою самую главную площадь Красной?

VIII. Работа в тетрадях.

- А теперь откройте тетради на стр.44. Давайте проверим, какие достопримечательности вы запомнили.

Проверка: слайды №25, 26

IX. Итоги урока.

Наше путешествие подошло к концу. В Москве так много интересного, что и за год обо всём не узнаешь. Сегодня на уроке мы познакомились только с малой частью достопримечательностей Кремля и Москвы.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что нового о Москве вы узнали для себя на уроке?

- Что такое план местности?

X. Домашнее задание.

№4,3 стр. 43

Литература.

1. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Универсальные поурочные разработки по курсу "Окружающий мир": 2 класс. - М.: ВАКО, 2008.

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2007.