В средние века архитектура становится главным видом искусства. В ней выделяют два стиля: романский\11-12 в.\ и готический\13-14в.\.
Термин романский возник гораздо позднее, в нач. 19 в., когда исследователи указывали на связь западно- европейского зодчества с формами римской архитектуры \цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки…\.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла ещё в искусстве варварских народов: ост- готов, вест-готов, англов, саксов, франков.
Романское искусство было преимущественно религиозным, как и мировозрение феодального общества. В условиях феодальной раздробленности Европы она была единственной силой, объединяющей народы. Монастыри представляли собой крупные хозяйственные единицы, являясь средоточием умственной жизни и центрами церковного образования и художественного творчества .Вопросы нравственного поведения человека, его мирской деятельности решались церковью.
Стремление к повышенной одухотворённости отличает образы романского искусства. В искусстве с религиозностью совмещалось непосредственное деятельное отношение к жизни. Романская архитектура поражает мощью. В повышенной экспрессии чувств ощущаются традиции варварского искусства, бурный и грозный характер эпохи.
Рождение новой цивилизации, длительный процесс становления феодализма в Зап. Европе, сопровождавшиеся разрушением родовых отношений, войнами, крестовыми походами, порождало чувство дисгармоничности жизни, несовместимости красоты и действительности. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла и соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил .В библейских и евангельских сказаниях мастера романского искусства сосредотачивали внимание на выражении сильных страстей, особенно на теме страданий и неизбежной гибели человечества или торжестве христианства над тёмными силами мироздания. Создавалось романское искусство в основном в монастырях. Светская культура не исчезла. “Песнь о Роланде”, поэзия трубадуров, рыцарский роман, бытовой жанр, фарсы, поговорки, басни достигли в то время расцвета.
Архитектура была ведущим видом романского искусства.
Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые поражают своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась., жилые дома были глиняными или деревянными, укреплённый замок феодала - одновременно крепость, защищавшая его владения, - ярко выражал характер грозной эпохи войн. Замок с подъёмным мостом и укреплённым порталом был окружён рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями, бойницами. Ядро составляла круглая или четырехугольная башня \ донжон \ - убежище феодала. Вокруг него -обширный двор с жилыми и служебными постройками. Замок часто завершала отвесная скала .Возвышаясь над хижинами замок часто воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков впоследствии был перенят монастырями .Замок Гайяр на Сене, город-крепость Каркассон в Провансе, аббатствот мон-сен Мишель во Франции; замки Сен-Джиминьяно в Италии, Вормский собор в Германии, Мариенкирхе Лаахе, церковь Петра и Павла- монастырь Клюни, Пизанский собор.
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым.
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлёт их чёрно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стёклышек в свинцовых переплётах.
Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывает мне…
И погружён мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья.
Т.Готье
Господствующим типом храма становится – базилика символизирующая главную идею католичества – идею крестного пути, пути страдания и искупления грехов.
В 1054 г. произошло разделение христианской церкви на православную - Восточную и католическую - Западную.
Храм подоброго типа должен был вмещать большое колличество паломников, поэтому перед архитекторами встала задача расширения внутреннего пространства, его соотношения с объёмами здания. Решение этой задачи было в первую очередь связано с каменными перекрытиями.От деревянных конструкций, приводивших к пожарам отказались. Купола мало соответствовали продольному плану построек, поэтому в романских храмах стали использовать цилиндрические \ над центральным залом. и более сложные крестовые \над боковыми нефами \ своды перекрытий .К числу новшеств следует отнести и трансепт- поперечный неф и увеличение восточной части храма – хора, предназначенной для духовенства. Под хором расположены небольшие подземные помещения, служившие местом хранения церковных реликвий и погребений.
Для освещения стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестии и боковые - квадратные и восьмигранные.
Фрески в храмах сохранились лишь в редких случаях, т.к. мастера применяли клеевые краски по мокрой штукатурке. Со временем краски осыпались ос слоями штукатурки.
Важнейшей особенностью романского храма стало появление скульптурного декора. Т.о. в создании такого храма участвовали не только архитекторы, но и живописцы и скульпторы.
Вопросы:
1. Назовите характерные черты романского стиля. Что было заимствовано зодчими из римской и византийской архитектуры?
2. Какой тип храма распространился в Зап. Европе? Какие его характерные черты?
3. Назовите постройки романского стиля.