Современные ученые-педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса.
Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативы—одна из актуальных задач современной школы.
Детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательными воздействия. Театральное творчество несет в себе большой коллективно-образующий заряд.
Во-первых, театральная постановка-“продукт” совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося.
Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому ученику максимально реализовать свои возможности и способности.
В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые возникают спонтанно, но могут быть инициированы руководителем. Это способствует эмоциональному сплочению коллектива.
В-четвертых, каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад в общий “продукт”, понимая при этом зависимость общего успеха от усилий всех.
Театральные постановки оставляют неизгладимый след в памяти не только участников, но и зрителей, так как в школьном театре актер и зритель — ровесники. Их волнует приблизительно одни и те же проблемы, во многом совпадают взгляды на жизнь и на искусство.
Успех воспитания детей зависит, главным образом, от мастерства педагога, от его эрудиции. Работа классного руководителя-это процесс творческий от начала до конца. Мастерская классного руководителя-это мастерская актера, сценариста, философа… Перед классным руководителем возникают неожиданные ситуации, проблемы, и он должен быстро ориентироваться, проявлять находчивость, быть доброжелательным и терпеливым, знать жизнь и особенности характера каждого своего воспитанника, уметь разбираться в чувствах и мыслях детей.
Важнейшая заповедь педагога: работая с детьми, не терять из вида конкретные индивидуальности каждого из воспитанников.
Развивая творческие способности своих учеников, педагог и сам должен быть не чужд творческому вдохновению, актерскому чутью, режиссерской мудрости.
Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативы — одна из актуальных задач современной школы. Детское театральное творчество дает повод и материал для самых разнообразных видов деятельностного творчества. В классном коллективе можно использовать различные формы воспитательной работы и разнообразные формы отдыха: “Огоньки”, КВНы, экскурсии, посещение театров, пешеходные и автобусные экскурсии, посещение спектаклей, выставок и многое другое. И каждый раз можно организовывать театрализованное действие “вокруг” того или иного члена коллектива (именинника, победителя конкурса и т.д.). При этом дети пробуют свои силы в сценарном искусстве, импровизации. Такое направление в организации досуга не просто будит фантазию, усиливает ответственность ребят за организацию праздника, но и заставляет подумать о товарищах, вспомнить какие черты его характера следует похвалить, а над какими можно по-доброму пошутить.
Деятельность школьников в процессе подготовки театрального действия должна быть, прежде всего, эстетической деятельностью. Это предполагает создание у школьников установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных ее проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через произведение, созданное для театра, формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть выразительным языком, основами актерского мастерства. Реализация эстетической функции формирует творческий потенциал личности в целом, развивая способности к творческой деятельности в трудовой, учебной и других сферах.
В школьные годы, когда человек формируется, складывается его мировоззрение, характер, выявляются наклонности и призвания, дети должны получать возможность развивать свои художественные способности.
Театральная педагогика способствует возбуждению у школьников культурных интересов и запросов. Однако, создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива.
Главное-воспитание человека, его души и чувств. Для всестороннего развития сил и способностей детей необходимое условие — активная деятельность. К.Д.Ушинский настаивал на мысли, что предоставление ребенку свободной, полной широкой, поглощающей всю его душу, посильной для него деятельности и является истинной целью жизни, так как эта цель-сама жизнь.