Задачи урока.
Образовательные:
- повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;
- познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;
- научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
- расширить лексический запас учащихся;
- познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
Развивающие:
- развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать в группах;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Упражнение 352.
- Произведите разбор по членам предложения. Добрый человек в добре проживёт век. (Пословица)
- Какие пожелания со словом “добрый” вы знаете?
- В каком значении употреблено слово “добрый” в словосочетаниях? Замените его синонимом.
- Дайте определение синонимов.
(Дают определение синонимов)
2. Игра “Синонимы”.
Ребята, запишите в тетради: число, классная работа.
3. Давайте проведём игру: “Угадай слово”. Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.
- Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
- Совокупность графических знаков буквенной системы письма.
- Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.
- Красная строка, отступ вправо в начале строки.
- Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях.
- Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.
- Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синоним.
4. Объяснение нового материала.
Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”.
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.
Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д.
Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель).
Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.
Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.
Ученица рассказывает о словаре антонимов.
“Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре.
Добрый – злой
Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.
Примеры.
Итак, что же такое антонимы?
Делается вывод. Прочитайте правило в учебнике на стр148.
5. Закрепление материала.
1. Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной.
Прочитайте слова Я. Козловского и найдите в них антонимы.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
2. Прочитайте слова о русском языке и найдите антонимы.
Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, объединяющий и разъединяющий людей.
3. Игра “Наоборот”. А теперь пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово далеко,
Ты возразишь мне: … (близко).
Скажу я слово : потерял,
А ты кричи скорей:… (нашел).
Скажу тебе с укором: трус,
Ты гордо скажешь: я - … (храбрец).
Теперь начало я скажу,
А ты ответишь: нет, … (конец).
4. Посмотрите на рисунок, на котором изображены два мальчика, и постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимичных слов.
(Высокий – низкий, толстый – худой, румяный – бледный, темноволосый – светловолосый, веселый – грустный, добрый – злой и т.д.)
5. Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти много антонимов. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы.
(Зима – лето, холодно – жарко, солнечно – пасмурно, отдых – работа. Весна – осень, увядает – расцветает и т.д.)
6. Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая – возбуждающая и т.д.)
6. Работа в группах.
А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетрадях.
1 группа
Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
Добрый друг - ………….. (злой враг)
Теплый день - ………….. (холодная ночь)
Хорошее начало - ………. (плохой конец)
Полезный труд - …………. (вредное безделье)
Утренний уход - ………….. (вечерний приход)
Последнее поражение - ………… (первая победа)
2 группа
К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
близкий | злой |
честь | холодный |
редкий | незнакомый |
правдивый | новый |
узкий | молчать |
известный | дальний |
говорить | ложный |
активный | густой |
старый | бесчестье |
горячий | широкий |
добрый | пассивный |
3 группа
Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.
Посеешь – пожнешь.
Летом – зимой.
Дело – потеха.
Свет – тьма.
Легко – трудно.
Больше – меньше.
1 группа
Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Добрая ссора лучше худого согласия.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
2 группа
Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.
Синонимы | Антонимы | |
Горе | ||
Друг | ||
Холод | ||
Грусть | ||
Работа | ||
Говорить | ||
Старый |
3 группа
Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий. (Равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный).
7. Игра “Отгадай, что я”.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь… (тишина).
8. Домашнее задание.
Упр. 361.
- Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками).
- Подобрать из художественных произведений