Конспект по ознакомлению с окружающим "Родина. Мое отечество Россия"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  1. Упорядочить, закрепить информацию о России, понятие Родина, формировать у детей чувство любви к России.
  2. Обогащать речь образными выразительными средствами (эпитетами, синонимами, родственными словами).
  3. Развивать память, мышление.

Оборудование: пейзажные картины, музыкальные записи, карта мира.

Ход урока

1. Стихотворение “Родина” 3. Александрова.

Если скажут слово "Родина"
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

2. Разговор о Родине.

Мы с вами много путешествовали (и даже по Солнечной системе), но всегда возвращались домой, к себе на Родину.

- Куда мы возвращались?

- Что такое Родина? (Родина это место, где ты родился, провел свое детство, рос, учился)

- Как называется место, где вы родились?

- Как вы относитесь к своей Родине (за что любите, чем гордитесь)? Взрослые люди иногда покидают место, где родились и выросли, но всегда помнят и любят свои родные места.

3. Все люди, которые проживают в определенном государстве (стране), считают эту страну своей большой Родиной. Мы живем в большой прекрасной стране. Наша большая Родина - это страна, которая называется Россией. Наша страна одна из самых больших в мире (показываю на карте мира).

Послушайте, как написала о России, о её необъятных просторах Татьяна Бокова в стихотворении “Необъятная страна”.

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

- Все в мире знают, что Россия богатая страна. Давайте подумаем почему? - Чем богата наша Родина Россия?

В нашей стране много рек, морей, озер. А вы знаете, что без воды нет жизни на земле. - Почему нет жизни без воды?

Наша страна славится своими природными богатствами, какими? У нас большие запасы угля, нефти, золота и других металлов, леса, животные.

- Как называется наша Родина? (Россия)

- А мы, живущие в России? (Россияне)

4. Физминутка.

Дружно встали 1, 2, 3!
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглянулись величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой "Л" расставим ноги
Точно в танце - руки в боки.

5. А теперь полюбуйтесь на картинах русских художников красотой российских просторов. (Рассматриваются репродукции картин под тихое звучание песен о Родине. Смотри циклы "Осень", "Весна" П.И. Чайковского по выбору педагога).

Эта красота, эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской. А теперь уже наша очередь беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную родину россию.

Подумайте, назовите, какие наши действия, какие дела россиян, необходимы нашей Родине? (Любить ее; беречь каждый кустик, дерево, травку; защищать; сохранять ее богатства; работать, трудиться; не давать загрязнять леса, реки; не допускать пожаров...)

- Кто для вас, для всех людей, самый близкий, самый родной человек на свете?

- Кто нас любит больше всех на свете, кто заботится о нас? (Мама)

- Как ласково вы называете свою маму? (Мамочка, мамуля)

- А в народе ласково называют мать, маму – матушка.

Вот также и свою Родину люди с любовью называют Родина-мать, Матушка Русь. А еще Родину называют Отечество, Отчизна, Отчий дом.

- Как называют Родину?

Вслушайтесь и вдумайтесь в слова:

1) отец

отче
Отечество
Отчизна
Отчий (дом)

2) род (людской)

родной
родимый
родственники
родители

- Как можно назвать первую и вторую группу слов? (Ответы детей)

- Эти слова родственные, а почему эти слова родственные? (Они имеют одинаковую часть, начало)

- Слова, имеющие одинаковую часть называются … .

- Чем для нас является Россия, Русь? (Родина, Отчизна, Отечество)

6. Подберем признаки к нашей Родине, России.

любимая
родная
прекрасная
огромная
необъятная бескрайняя
богатая
красивая
могучая
веселая грустная
великая

7. Игра “Скажи по-другому” - подбор синонимов.

Большая - необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная.

Красивая - замечательная, прекрасная, милая.

Родина - Отечество, Отчизна, Отчий дом.

8. Итог.

- О чем мы сегодня беседовали?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какими словами можно заменить слово Родина?

- Какие слова называются родственными? (Cлова, имеющие одинаковую часть)