Реализация образовательной области "Познание". "Математическое развитие"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Учить детей классифицировать геометрические формы по четырем свойствам: цвету, размеру, форме, толщине.
  2. Развивать интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач, ориентироваться на плоскости, сравнивать предметы по длине, воссоздавать предмет по силуэту, делить целое на части, сравнивать объем воды в разных по размеру емкостях, развивать логическое мышление.
  3. Воспитывать воображение, смекалку, сообразительность.

Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Здоровье”, “Познание”.

Материал: Логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, головоломка.

“Квадрат Пифагора”, зашумленная картинка, карточки с изображением множеств 4 и 8, набор геометрических фигур, три обруча, карточки с изображением примеров, яблоки.

Ход НОД.

1. Мозговой штурм

Вопросы:

– Что бывает по одному?
– Что бывает по два?
– Что бывает по три?
– Что бывает по четыре?
– Что бывает по пять?
– Кто больше курица или собака?
– Коза или корова?
– Птица или пчела?

2. Воспитатель предлагает детям рассмотреть зашумленную картинку “ Зайцы на поляне”. Дети ищут зайцев, пересчитывая их. Картинка нарисована в черно-белом изображении, зайцы спрятаны по всей плоскости листа (за деревьями, в кустах, за пеньком, у пригорка).

3. В лесу зимой зайцы голодают, их можно угостить. Воспитатель предлагает детям карточки с двумя множествами, чтобы они разделили 8 морковок между четырьмя зайцами.

Карточки даются индивидуально каждому ребенку.

Дети выполняют задание простым карандашом.

Дети проводят линии от зайцев к морковкам и определяют по сколько морковок достанется каждому зайцу.

. Воспитатель спрашивает детей: “Хотят ли они отправиться на сказочную полянку? Дети соглашаются.

4. Для того чтобы отправиться на сказочную поляну нужно построить летучий корабль. Корабль дети должны построить из квадрата Пифагора по контурному изображению, путем вкладывания фигур, для этого у каждого имеется карточка с изображением.

Построили корабль, представляем что садимся в него и отправляемся в путь.

5. Перед поляной большая яма и только 2 доски, а перебраться можно только построив мост. Задача состоит в том, что доски короче ширины ямы. Дети должны подумать, как выйти из этой ситуации.

После выполнения задания благополучно переходим на полянку. На полянке очень тихо.(музыкальное сопровождение).

Физкультминутка (гимнастика для глаз). Рисуем цифры глазами от 1 до 10.

6. Игра “Молчанка”.

Для этого приготовлены карточки с примерами и ответами, но не все примеры решены правильно. Воспитатель показывает карточку с примером. Дети показывают жестами правильно ли решены примеры. Если ответ правильный, дети кивают головой, если ответ не верный, дети показывают ответ на пример на пальцах.

7. На этой сказочной полянке живет принцесса , она хочет, чтобы дети построили ей дворец. (моделирование из геометрических фигур)

По заданию дети моделируют дворец.

– Основа это большой прямоугольник.
– На первом этаже слева синее окно, справа 2 красных окна, в центре 1 этажа прямоугольная дверь.
– На втором этаже слева 2зеленых окна, справа одно синее окно.
– На третьем этаже слева балкон, справа 2красных окна.
– На крыше 4 башни.

Дети выполняют задание последовательно.

Задаю детям вопросы по модели дворца. Сколько окон на первом этаже, на втором этаже, на третьем этаже, сколько всего окон?

8. К принцессе приехал принц, но дверь заперта, нужно построить лесенку к балкону принцессы, чтобы увидеть ее, из цветных счетных палочек Кьюзинера. Дети строят лесенку.

Лесенка строится по принципу: снизу самая длинная палочка, затем покороче, еще короче и так по порядку, пока лесенка не достигнет балкона принцессы. После выполнения задания детям задаю вопросы:

– Сколько ушло палочек для строительства лесенки?
– Какого цвета ступенька вторая снизу?........третья сверху?
– Какого цвета ступенька между четвертой и пятой? и т.д.
– Сколько шагов сделает принцесса, чтобы спуститься по лесенке к принцу.

9. На полянке нет цветов. Воспитатель предлагает детям построить клумбу из обручей и посадить цветы из блоков Дьенеша. Обручи разного цвета: синий, желтый и красный. Задание: в красном обруче должны находиться только красные геометрические фигуры (цветы), в синем все треугольные, а в желтом все толстые. Задание делается очень внимательно, на пересечении обручей оказывается несколько фигур, дети должны объяснить почему они оказались на этом пересечении. Дети подбирают геометрические формы, соответствующие заданию.

 

10. Принцесса угощает детей яблоками, на всех детей дает 3 яблока. Создается проблемная ситуация : “Как разделить яблоки между детьми?” По сколько яблок достанется каждому ребенку? (по 1/4 или по 1/3 части).

Дети делят яблоки всем по 1/3 части и угощают друг друга.

Анализ:

Что больше всего понравилось?
Кому помогли дети на образовательной ситуации?
Что нового узнали?
Чему научились сегодня?