Дифференциация рукописных строчных букв "б", "д" в слогах, словах и предложениях

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели: научить различать элементы букв «б» – «д», укрепить связи между звуком и буквой.

Задачи: тренировать зрительное восприятие, уточнять оптико-пространственные ориентировки, формировать анализ - синтез состава и структуры графического знака, синтез его из элементов, сравнительный анализ букв, развивать способность планировать своё движение, совершенствовать память, внимание, конструктивную деятельность.

Оборудование: предметные картинки, слоговые таблицы, зеркала, индивидуальные задания, буквы (их элементы), презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовёт какое сегодня число, месяц, день недели (вчера, позавчера, завтра, послезавтра.) (слайд 3)

– Отгадайте загадку:

Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
И красна, и ясна,
А зовут меня….
(весна) (слайд 4) 

Какое сейчас время года? (весна)

– После какого времени года наступает весна?

– Сколько месяцев длится весна?

– Назовите весенние месяцы?

– Какое время года наступает после весны? (слайды 5-8)

– Сейчас на дворе весна.

– Значит – погода весной какая? (весенняя)
небо весной какое? (весеннее)
день весной какой? (весенний)
капели весной какие? (весенние) (слайд 9)

II. Основная часть.

На наших уроках мы работаем со звуками речи

– Ребята, а что же такое звук? (это то, что мы произносим и слышим) (слайд 10)

Посмотрите на картинку. Кто это? (белка.)

– Какой первый звук в этом слове? Возьмите в руки зеркала. Произнесите звук «б». Понаблюдайте, как мы его произносим, что работает?

Логопед:

б – нам губы звук смыкает.
б – и голос пробегает.
Голос в горлышке дрожит,
Голос по губам бежит.
б – бренчит, бубнит, бормочет,
б – быть звонким звуком хочет!
(слайд 11) 

Давайте дадим характеристику этому звуку (в руках зеркала).

– Скажите, какой это звук?

– согласный – есть преграда (губы взрываются)

– звонкий – голосовые связки дрожат.

– мягкий – после звука б стоит гласная 2 ряда. (слайд 12)

– Кто это? (на картинке дятел.) Какой первый звук в этом слове? Произнесите его.

Логопед:

д, д, д – стучим мы звонко:
дождик, дом, дупло, дубленка.
Вверх, в десну язык ударит,
Голос звонкий звук украсит.
(слайд 13)

– Охарактеризуйте этот звук.

– согласный – есть преграда (язык ударяется в десны верхних передних зубов)

– звонкий – работают голосовые связки

– мягкий – после звука «д» в слове стоит гласная 2ряда. (слайд 14)

– Давайте сравним эти звуки.

– Что у них общего? (оба согласные, звонкие, мягкие.)

– Чем отличаются? (разное – место преграды.)

  • «б» – губы
  • «д» – десны

– Произнесите эти звуки: «б» –«д». (слайд 15)

– А как на письме обозначаются звуки? (буквами).

– Что такое буквы? (это то, что мы видим, пишем и читаем)

– Какой буквой обозначается звук «б»?

– Звук «д»? (слайды16-18)

Сегодня будем работать со строчными буквами «б» и «д». Я принесла вам эти буквы.

– Кто из вас самый наблюдательный и уже заметил, что общего в написании этих букв?

– Сначала мы пишем овал, и только потом хвостик элемента буквы. Буквы различаются только направлением хвоста элемента. Поэтому ребята на письме часто путают эти буквы. (слайды 19, 20)

– Будем учиться не путать элементы букв. На кого похожа буква «б»? (на белку) Посмотрите: хвост у белки направлен вверх и элемент у буквы «б» тоже направлен вверх.

– Сложите из элементов букву «б» (овал- хвостик вверх)

– На кого похожа буква «д»? (на дятла). Когда дятел стучит по дереву, хвост его направлен вниз, упирается в ствол дерева.

– Сложите из элементов букву «д» (овал- хвостик вниз)

У буквы «д» элемент направлен вниз.

Запомните: «б» – белка, «д» – дятел. И слово белка начинается с буквы «б», и слово дятел начинается с буквы «д».

Физминутка. (слайд 21)

Я прошу подняться вас – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три,
С силой их к плечам прижми – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

– Кто слушал внимательно? Что я пропустила?

Читаем слоги (слоговые таблицы с письменными буквами «б» и «д». (слайды 22-25)

Возьмите лист с заданиями. (слайд 26) Под цифрой 1 строчка овалов.

Допиши хвостик элемента буквы «б» (с одновременным проговариванием: «б» белка точка вверху). (слайды 27, 28)

Под цифрой 2 строчка овалов.

Допиши хвостик элемента буквы «д» (с одновременным проговариванием «д» – дятел – точка внизу). (слайды 29, 30)

Под цифрой 3. Допиши элементы букв с комментированием: если точка вверху, над овалом – буква «б», если точка внизу, под овалом – буква «д».

(«б» белка хвостик вверху, «д» дятел – хвостик внизу).

Проверяем вслух. (слайды 31, 32)

Под цифрой 4. Допиши элементы букв и соединения, прочитай слоги.

Проверяем! (слайды 33, 34)

Под цифрой 5. Расшифруйте слова:

бочка дорога работа
дом билет рубашка

Проверка! (слайды 35-40)

Под цифрой 6. Расшифруйте словосочетания:

белая бумага
голубой бант
большая радость
холодная погода

Проверка! (слайды 41 ,42)

III. Пальчиковая гимнастика.

– «стульчик», (слайд 43)

«цепочка».

Под цифрой 7. Написаны слова с пропущенными буквами:

елил, - очка (слайды 44, 45)

Сколько слов написано? Прочтите их, вставив нужные буквы.

Запишите эти слова, обводя по контуру буквы «б» и «д» карандашом.

Сравните пары слов по смыслу. Составьте с ними словосочетания.

Конкурс загадок. (слайды 46-48)

Поспорили как-то звери и птицы, кто больше загадок отгадать сумеет. Решили конкурс объявить. От зверей белочка угадывать стала, а от птиц дятел. Если в отгадке есть звуки «б» или «бь»- это беличья загадка, откладывай карточку к белке. Если услышишь звуки «д» или «дь», откладывай карточку к дятлу. Каких карточек наберется больше, тот и выиграл. А ты поможешь зверям и птицам определить победителя. Запомни слова и запиши их по памяти, подчеркивая буквы «б» и «д».

Загадки

  • Он всю зиму в шубе спал,
    Лапу бурую сосал,
    А проснувшись стал реветь.
    Этот зверь – лесной …медведь.

  • Кто альбом раскрасит наш?
    Ну, конечно, … карандаш.

  • Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
    Клюй, не робей. Кто это? воробей.

  • Жил-был маленький щенок.
    Он подрос, однако.
    И теперь он не щенок –
    взрослая … собака.

  • Тарелка, чашка, блюдо.
    Называется … посуда.

  • Убирает со стола, моет все тарелочки,
    Мамина помощница – послушная … девочка.

Вставь пропущенные буквы в предложения:

  • Лю-а ела -улку. Лю-а -ыла на -аче.
  • Лю-а -ыла на -аче.
  • Не -росай -умагу на пол.

Проверка! (слайды 49, 50)

IV. Итог занятия.

(слайды 51-53) 

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали: внимательно слушали, хорошо отвечали на вопросы, много писали.

– А теперь давайте подведем итог нашего занятия.

– Чему сегодня научились?

– Чем отличаются буквы «б» и «д»?

Список литературы:

  1. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи у школьников». Владос, 1997.
  2. Иншакова О.Б. «Словарные слова в образах и картинках». Владос, 2004.