Урок на тему "Предистория информатики". 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Продолжительность: 40 мин.

Класс: 9.

Технологии:

  1. технология развития критического мышления;
  2. компьютерные технологии: презентация, созданная в PowerPoint; “Граф”, разработанный в Excel; Интернет-технология.

Цели урока:

– организация усвоения материала по истории средств хранения, передачи и обработки информации;
– совершенствование умений осуществлять поиск в Интернете, выделения и структурирования информации;
– осознание ценности научных открытий и изобретений для расширения возможностей хранения, передачи и обработки информации человеком.

Учебник: Семакин И.Г. Информатика и ИКТ – 9 класс. §44.

Учебное оборудование: компьютеры с возможностью выхода в Интернет, проектор, презентация (приложение 1), схема “Граф”, созданная в среде EXCEL (приложение 2).

Приемы и стратегии: ЗХУ, Граф, резюме.

Стадия Вызова.

1. Наш урок мне хотелось бы начать (Приложение 1) высказыванием Козьмы Пруткова: “Глядя на мир, нельзя не удивляться!” (Слайд 2). И, действительно, нельзя не удивляться какими быстрыми темпами идет развитие ВТ, ее возможностей, областей применения. В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления, орудия труда. Все это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей. Известно, что история материального производства и мировой науки тесно связана с историей развития орудий труда. Первые вспомогательные средства для работы с информацией появились много позже первых орудий материального труда. Историки утверждают, что расстояние во времени между появлением первых инструментов для физического труда (топор, ловушка для охоты) и инструментов для регистрации информационных образов (на камне, кости) составляет около миллиона лет! Следовательно, большую часть времени существования человека на Земле труд носил только материальный характер. Информационную деятельность человека можно разделить на три составляющие: хранение, передачу и обработку. Долгое время средства информационного труда развивались отдельно по этим трем направлениям.

2. Учитель объявляет тему урока и просит учащихся вспомнить все, что им известно о средствах хранения, обработки и передачи информации, и записать эти сведения в первую графу таблицы “Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)”:

Знаю Хочу знать Узнал
     

3. Ученики в парах знакомят друг друга с содержанием своих записей. 2-3 ученика по просьбе учителя сообщают известные им сведения о средствах хранения, передачи и обработки информации всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения. Учитель фиксирует основные сведения на доске.

4. Учитель предлагает учащимся заполнить вторую колонку таблицы, а для этого сформулировать вопросы о средствах хранения, обработки и передачи информации, на которые ребята не знают ответов. В качестве опоры учащимся может быть предложен список вопросительных слов: что, какие, как, сколько, где, почему, когда?

5. После индивидуального выполнения задания учащиеся обсуждают вопросы в парах и выбирают наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы вопросы. Учитель их также записывает на доске. Вопросы заданные учениками:

– Какие средства хранения информации были первыми
– Когда и где появилось книгопечатание, кто его изобретатель?
– Какие средства хранения информации были на Руси, а в последствии и в России?
– Какими средствами хранения информации пользовались люди в 17–19 веках?
– Как передавали информацию люди в древних государствах?
– Какие приборы были изобретены учеными и использовались для передачи информации 18–21 веках?
– Какие средства обработки информации применяли люди разных эпох?
– Кто из ученых внес наибольший вклад в изобретение приборов, для обработки информации? И др.
– Какой вклад внесли русские и российские ученые в изобретение средств передачи и обработки информации?

Стадия Содержания.

1. Найти ответы на поставленные вопросы, можно по-разному. Учащиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета. Учитель предлагает посетить один из виртуальных музеев. Электронные адреса виртуальных музеев записаны на (Слайде 3).

http://schools.keldysh.ru/sch444/museum/
http://computerhistory.narod.ru/
http://www.museum.ru/M2744item

2. Учащиеся садятся за компьютеры, выходят в Интернет, по электронному адресу, заходят в один из виртуальных музеев, изучают материал.

3. Учащиеся обращаются к списку вопросов и выделяют пометками те из них, на которые были найдены ответы при посещении виртуального(ых) музея(еев), затем формулируют и записывают новые вопросы, информацию по которым также можно найти при посещении виртуального(ых) музея(еев).

4. Учитель просит учащихся обменяться информацией по найденным вопросам, т.е организует закрепление полученных знаний.

– Расскажите о том, что вам уже было известно….

– Что нового узнали, посетив виртуальный(ые) музей(и)?

– Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание?

5. Учащимся предлагается заполнить схему “Граф”, открыв Приложение 2.

Стадия Рефлексии.

  1. Учитель предлагает учащимся вернуться к списку вопросов, составленному в начале урока, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией.
  2. Если у учащихся имеются вопросы без ответов, учитель знакомит их со списком литературы (Слайд 4), которая содержит дополнительную информацию по теме “Предистория информатики”.
  3. Учащиеся пишут итоговый текст-резюме, начиная со слова: “Оказывается,…”.