Цель: Формирование здорового образа жизни у учащихся, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, знакомство с простыми средствами его поддержания
Задачи: Научить детей личной гигиене: ухаживать за лицом, шеей руками, всем телом. Развивать мышление, внимание, память. Воспитывать аккуратность в одежде и вещах.
Оборудование: мыло, зубная щетка, полотенце, расческа; картинки с данными предметами, два плаката со стихами.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Учитель:
– Ребята у нас сегодня не обычный урок, а урок здоровья. Прочитайте тему
урока на доске “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”
– Без этого человек не может быть здоров.
– Сегодня мы узнаем о себе, об особенностях нашего организма, о том, как нужно
заботиться о своем здоровье.
3. Сообщение знаний:
1. Объясни, почему так говорят:
*Здоровье дороже золота.
*Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.
*Здоровья не купишь.
*В здоровом теле здоровый дух.
*Здоровым будешь – всего добудешь.
*Болен – лечись, здоров – берегись.
2. На доске плакат со словами:
“В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся”.
(Хоровое чтение.)
Учитель:
– Почему мы идем гулять на улицу, а не сидим дома? (Нужен свежий воздух,
солнце.)
– А без чего засохли бы деревья, кусты, и мы не смогли бы жить? (Вода.)
– Зачем нам нужна вода? (Умываться, пить, варить еду.)
– Как умывается кошка, слон медведь? (Языком, обливаются, купаются в
реке.)
– Вспомним сказку “Мойдодыр”.
“Рано утром на рассвете умываются мышата и котята, и утята, и жучки, и
паучки”
– Поднимите руки те дети, которые тоже умываются утром. Делают зарядку.
Не забывают умываться вечером и мыть ноги перед сном.
Отгадывание загадок:
– Утром я по распорядку
Делаю всегда ….(зарядку)– Дождик теплый и густой.
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ.)– У него два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед.)– Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно……(Тренировка.)– Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет….(спорт).– Помогает нам всегда
Солнце, воздух и ….(вода).– Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки.)– Ежедневно встав с постели
Поднимаю я ….(Гантели)
Учитель:
– Один раз в неделю надо мыться полностью, чтобы очистить поры от грязи на теле человека. Порами на коже дышит организм.
3. В класс забегает Грязнуля и пытается спрятаться среди детей. Следом появляется Мойдодыр, находит взглядом Грязнулю и читает слова из сказки.
“Ах ты, гадкий, ах ты, грязный неумытый поросенок.…
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя…..
У тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки.
Даже брюки, даже брюки убежали от тебя
Он ударил в медный таз и вскричал “Карабарас!”
И сейчас же щетки, щетки затрещали как трещотки
– Подожди, Мойдодыр, наши дети умеют за собой ухаживать, они и Грязнулю научат.
Дети, покажите, как правильно надо мыть руки, чистить зубы, расчесываться. (Учитель уточняет ответы детей.)
4. Загадывание загадок о туалетных принадлежностях.
Загадки загадывают дети. При отгадывании открывается картинка с изображением предмета
– Гладко, душисто, моет чисто. Нужно, чтобы у каждого было…. (Мыло.)
– Костяная спинка, на брюшке щетинка, по частоколу попрыгал и грязь повыгнал.
(Зуб. щетка.)
– Зубаста, а не кусается. Как она называется? (Расческа.)
– Висит на стене, болтается, всяк за него хватается. (Полотенце.)
5. Чтение отрывка из сказки “Мойдодыр” Чуковского (читают дети задействованные в ролях).
“– Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и
срам, стыд и срам,
– Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое, и густой гребешок, и
зубной порошок, давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться.
– В ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане.
– И в ванне, и в бане всегда и везде (все вместе)
ВЕЧНАЯ СЛАВА ВОДЕ!”
Учитель:
– Вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробов – разносчиков разных болезней. Больше всего на свете микробы любят грязь. Чем грязнее, тем им приятнее. И тем больше их становится.
Заучивание слов “От простой воды и мыла у микробов тают силы!” – на доске.
6. Чтение стихотворения Юлия Тувима
“Обращение к детям”.
Дорогие мои дети, я пишу вам письмецо
Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.
Все равно какой водою: кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца, или просто дождевой!
Нужно мыться непременно утром, вечером и днем –
Перед каждою едою, после сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще – я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Ваш Тувим.
7. На урок можно пригласить школьного врача с беседой о пользе закаливания.
8. Учитель:
– Григорий Остер придумал “Вредную страну”. В этой стране живут “вредные человечки” и они всем дают вредные советы. Вот послушайте один совет, и представьте, как выглядят эти человечки.
“Никогда не мойте руки,
Шею, руки и лицо,
Это вредное занятье не приводит ни к чему!
Вновь испачкаются руки,
Шея, руки и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно –
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова”
4. Самостоятельная работа:
– Представили себе вредного человечка? А теперь возьмите карандаши, листок
бумаги и нарисуйте его.
– Какого цвета вы использовали карандаши?
– Это красивый человек?
5. Итог урока:
– Что нужно делать, чтобы не превратиться во вредного человечка?
– Посмотрите на вредных человечков, которых нарисовали, и старайтесь на них не
походить!
Наказ старших.
Мы желаем вам, ребята, быть здоровыми всегда!
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите по возможности всегда,
На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты, как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!
В конце урока Мойдодыр раздает детям памятки
Советы Мойдодыра:
- Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату, делай зарядку.
- Утром умывайся, чисть зубы, мой уши и шею.
- Приучайся обтираться после зарядки до пояса водой комнатной температуры.
- Всегда мой руки перед едой, после работы и после посещения туалета.
- Коротко стриги ногти на руках и ногах.
- Научись пользоваться носовым платком.
- При чихании и кашле отворачивайся, прикрывая рот носовым платком.
- Содержи в порядке волосы, они должны быть аккуратно подстрижены и причесаны или заплетены в косы.
- Каждый день чисть свою обувь.
Прощание со сказочными героями.