Педагогический проект "Лес — наше богатство"

Разделы: Работа с дошкольниками


У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!

Целевая группа: Дети подготовительной к школе группы, их родители.

Масштаб: Сентябрь 2011 г. – май 2012 г.

Основание для разработки

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.

Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов Татарстана. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.

Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.

Причины этому следующие:

  1. Недостаток научных знаний о природе.
  2. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
  3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу).

Цель:Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
  2. Познакомить с правилами поведения в природе.
  3. Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
  4. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых.

Стратегия и механизмы реализации

Реализация проекта осуществляется в течение учебного года и представляет собой:

  1. Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.
  2. Создание творческой группы (воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, библиотекарь) для разработки различных методических рекомендаций, материалов для консультации с родителями.
  3. Первоначальная диагностика детей и анкетирование родителей по проблеме.
  4. Составление перспективного плана, конспектов.
  5. Проведение серии занятий, экскурсий.
  6. Создание условий в предметно-развивающей среде группы.
  7. Совместные формы работы с родителями.

Реализацию проекта осуществляют дети под руководством педагога и с помощью родителей. 

Материальные затраты:

  • Познавательная литература;
  • Художественные и изобразительные средства: бумага для оформления консультации, сценария, альбома, рисунков; фломастеры, краски, гуашь.

Ожидаемый результат:

  1. Сформировавшиеся элементарные экологические представления о лесе.
  2. Осознанное отношение к природе Татарстана.
  3. Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.
  4. Активное участие (предположительно 92%) родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.

Трансляция опыта: Презентация результатов проекта:

  • Знакомство с идеями опыта на методическом объединении воспитателей района;
  • Открытые мероприятия с детьми и родителями группы.

Дальнейшее развитие проекта: Использование проекта по ознакомление с другими экосистемами.

Этапы реализации проекта 

Этапы Содержание работы Срок Ответственный
1 этап
информационно-подготовительный
Анкетирование родителей по проблеме;
Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта;
«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области развития экологического сознания у детей и взрослых);
Создание условий необходимых для реализации проекта;
Подходы к взаимодействию с сотрудниками лесничества, родителями.
Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
сентябрь Руководитель проекта,
воспитатели
2 этап
основной
(практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у детей;
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический центр, информационный стенд);
Проведение серии занятий с детьми по развитию представлений о лесе;
Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека);
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
октябрь-апрель Руководитель проекта,
воспитатели
3 этап
Заключительный
Разработка результатов по реализации проекта. май Руководитель проекта

График проектных мероприятий

Задача Мероприятия Срок Ответств.
1. Формировать у детей экологических знаний о лесе. Познавательное занятие «Удивительный лес» (расширять знаний о лесах Татарстана, представителях флоры и фауны); ноябрь Воспитатели
Познавательное занятие «Лес и мы» (уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края) февраль Воспитатели
Выставка семейных коллажей «Лес – мой зеленый друг» (расширять кругозор и представления детей о лесе); декабрь Воспитатели
Родители
Познавательное занятие «В гости к деревьям»
(продолжать знакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой);
январь Воспитатели
Викторина «Мы – друзья леса»
(развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей);
март Воспитатели
Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы); апрель Воспитатели
Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке в лесу»
(привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе)
март Воспитатели
2. Познакомить с правилами поведения в природе. Экскурсия в лес
(познакомить детей с профессиями, связанными с лесом, научить детей поведению в лесу);
октябрь Воспитатели
Родители
Познавательное занятие «Как вести себя в природе»
(изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии);
ноябрь Воспитатели
Познавательное занятие «Прогулка в лес»
(прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет);
декабрь Воспитатели
Познавательное занятие «Путешествие в зимний лес»
(уточнить знания детей о профессии лесника, углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,
февраль Воспитатели
Составление альбома «Правила поведения в лесу»
(закреплять знания о правилах поведения в лесу);
январь Воспитатели
Родители
Рисование на тему «После отдыха в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы);
февраль Воспитатели
Чтение художественной литературы (прививать любовь к природе средствами художественной выразительности); октябрь-май Воспитатели
Советы родителям «Правила поведения в лесу» февраль Воспитатели
3. Дать представления о последствия неправильного отношения к лесу.
Формирование экологической культуры.
Совместная прогулка в лес вместе с родителями (наблюдение примеров неправильного отношения к лесу); апрель Воспитатели
Родители
Развлечение «Здравствуй, наш зеленый лес!» (закрепление умений детей замечать отрицательное воздействие человека на природу и умение исправлять их); апрель Воспитатели
Акция «Вырасти зеленого друга» (посадка саженцев кустов, деревьев); октябрь Воспитатели
Родители
Встреча с работником лесничества города (знакомство с примерами нанесения вреда лесу) январь Воспитатели
Работник лесничества
Экологическое развлечение с детьми и их родителями «Мы идем в поход в лес»
(привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды, формирование экологической культуры).
май Воспитатели
Родители

Список литературы:

  1. Жильцова Н.М Большая энциклопедия для дошкольников «Красный Пролетарий», 1998.
  2. А.С. Степановских Охрана окружающей среды – М.: Юнити, 2003.
  3. Добро пожаловать в экологию: часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Дошкольникам о Татарстане/ учебно-методическое пособие. Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т., – Набережные Челны, 2004.
  5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой, – М.: АРКТИ, 2004.
  6. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.:: АРКТИ, 2004.
  7. Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006.
  8. Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Щеповских А.И. Издание второе. – Казань. Издательство «Идел -Пресс», 2006.
  9. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
  10. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М.: ВАКО, 2008.