У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Целевая группа: Дети подготовительной к школе группы, их родители.
Масштаб: Сентябрь 2011 г. – май 2012 г.
Основание для разработки
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов Татарстана. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.
Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.
Причины этому следующие:
- Недостаток научных знаний о природе.
- Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
- Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу).
Цель:Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
- Познакомить с правилами поведения в природе.
- Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых.
Стратегия и механизмы реализации
Реализация проекта осуществляется в течение учебного года и представляет собой:
- Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.
- Создание творческой группы (воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, библиотекарь) для разработки различных методических рекомендаций, материалов для консультации с родителями.
- Первоначальная диагностика детей и анкетирование родителей по проблеме.
- Составление перспективного плана, конспектов.
- Проведение серии занятий, экскурсий.
- Создание условий в предметно-развивающей среде группы.
- Совместные формы работы с родителями.
Реализацию проекта осуществляют дети под руководством педагога и с помощью родителей.
Материальные затраты:
- Познавательная литература;
- Художественные и изобразительные средства: бумага для оформления консультации, сценария, альбома, рисунков; фломастеры, краски, гуашь.
Ожидаемый результат:
- Сформировавшиеся элементарные экологические представления о лесе.
- Осознанное отношение к природе Татарстана.
- Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.
- Активное участие (предположительно 92%) родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.
Трансляция опыта: Презентация результатов проекта:
- Знакомство с идеями опыта на методическом объединении воспитателей района;
- Открытые мероприятия с детьми и родителями группы.
Дальнейшее развитие проекта: Использование проекта по ознакомление с другими экосистемами.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание работы | Срок | Ответственный |
1 этап информационно-подготовительный |
Анкетирование родителей по проблеме; Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта; «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области развития экологического сознания у детей и взрослых); Создание условий необходимых для реализации проекта; Подходы к взаимодействию с сотрудниками лесничества, родителями. Обоснование, предсказание путей реализации проекта. |
сентябрь | Руководитель проекта, воспитатели |
2 этап основной (практический) |
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у детей; Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический центр, информационный стенд); Проведение серии занятий с детьми по развитию представлений о лесе; Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека); Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме. |
октябрь-апрель | Руководитель проекта, воспитатели |
3 этап Заключительный |
Разработка результатов по реализации проекта. | май | Руководитель проекта |
График проектных мероприятий
№ | Задача | Мероприятия | Срок | Ответств. |
1. | Формировать у детей экологических знаний о лесе. | Познавательное занятие «Удивительный лес» (расширять знаний о лесах Татарстана, представителях флоры и фауны); | ноябрь | Воспитатели |
Познавательное занятие «Лес и мы» (уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края) | февраль | Воспитатели | ||
Выставка семейных коллажей «Лес – мой зеленый друг» (расширять кругозор и представления детей о лесе); | декабрь | Воспитатели Родители |
||
Познавательное занятие «В гости к деревьям» (продолжать знакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой); |
январь | Воспитатели | ||
Викторина «Мы – друзья леса» (развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей); |
март | Воспитатели | ||
Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы); | апрель | Воспитатели | ||
Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке в лесу» (привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе) |
март | Воспитатели | ||
2. | Познакомить с правилами поведения в природе. | Экскурсия в лес (познакомить детей с профессиями, связанными с лесом, научить детей поведению в лесу); |
октябрь | Воспитатели Родители |
Познавательное занятие «Как вести себя в природе» (изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии); |
ноябрь | Воспитатели | ||
Познавательное занятие «Прогулка в лес» (прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет); |
декабрь | Воспитатели | ||
Познавательное занятие «Путешествие в зимний лес» (уточнить знания детей о профессии лесника, углубить у детей чувство причастности к окружающему миру, |
февраль | Воспитатели | ||
Составление альбома «Правила поведения в лесу» (закреплять знания о правилах поведения в лесу); |
январь | Воспитатели Родители |
||
Рисование на тему «После отдыха в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы); |
февраль | Воспитатели | ||
Чтение художественной литературы (прививать любовь к природе средствами художественной выразительности); | октябрь-май | Воспитатели | ||
Советы родителям «Правила поведения в лесу» | февраль | Воспитатели | ||
3. | Дать представления о последствия неправильного отношения к лесу. Формирование экологической культуры. |
Совместная прогулка в лес вместе с родителями (наблюдение примеров неправильного отношения к лесу); | апрель | Воспитатели Родители |
Развлечение «Здравствуй, наш зеленый лес!» (закрепление умений детей замечать отрицательное воздействие человека на природу и умение исправлять их); | апрель | Воспитатели | ||
Акция «Вырасти зеленого друга» (посадка саженцев кустов, деревьев); | октябрь | Воспитатели Родители |
||
Встреча с работником лесничества города (знакомство с примерами нанесения вреда лесу) | январь | Воспитатели Работник лесничества |
||
Экологическое развлечение с детьми и их родителями «Мы идем в поход в лес» (привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды, формирование экологической культуры). |
май | Воспитатели Родители |
Список литературы:
- Жильцова Н.М Большая энциклопедия для дошкольников «Красный Пролетарий», 1998.
- А.С. Степановских Охрана окружающей среды – М.: Юнити, 2003.
- Добро пожаловать в экологию: часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.: АРКТИ, 2004.
- Дошкольникам о Татарстане/ учебно-методическое пособие. Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т., – Набережные Челны, 2004.
- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой, – М.: АРКТИ, 2004.
- Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.:: АРКТИ, 2004.
- Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006.
- Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Щеповских А.И. Издание второе. – Казань. Издательство «Идел -Пресс», 2006.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
- Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М.: ВАКО, 2008.