Цели и задачи:
- Продолжить знакомить детей с православной верой, дать детям знания об образе Божьей Матери, Матери Иисуса Христа; познакомить с произведениями иконописи и живописи.
- Наполнить сердца детей чувствами благодарности, любви к образу Богородицы; через образ Богородицы воспитывать у детей внимательное, заботливое отношение к самому главному человеку в жизни – родной маме; формирование духовных и нравственных ценностей.
- Обогащать словарный запас, учить давать полные ответы на поставленные вопросы; способствовать развитию воображения и творческих способностей.
Наглядный материал: иллюстрации из “Детской Библии”, репродукции картин: “Богоматерь Владимирская”, Рафаэль “Сикстинская мадонна”, “Мадонна со щеглами”, Рембрандт “Святое семейство” Леонардо да Винчи “Мадонна Литта”, стихи о маме, музыка из песен о маме.
Предварительная работа: подготовка выставки к “Международному дню Матери”, заучивание стихов о маме А.Фета, В.Басова, принадлежности для рисования.
Ход занятия
Звучит музыка.
(Чтение стихов о “Маме”.)
Воспитатель:
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
От любой напасти заклинаю –
(Ей то, уж добра не занимать)
Нет, не богоматерь, а земная
Гордая возвышенная мать…
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Воспитатель: – О ком это стихотворение?
Дети: Это стихотворение о маме.
1-й ребенок:
Тебе спасибо, мама,
За ласку, за совет,
За то, что скажешь прямо,
Что хорошо, что нет.
Благодарю, родная –
За день счастливый мой,
За то, что сна не зная,
Мой бережешь покой.
За взгляд, что добр и светел,
Спасибо говорю.
За все, за все на свете
Тебя благодарю.
2-й ребенок:
На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и важнее одно:
Из двух слогов простое слово: “мама”
И нет слов дороже, чем оно.
Воспитатель: Слово “мама” – одно из самых древних на Земле. Все люди уважают и любят матерей.
Воспитатель: – Почему мы заговорили о маме?
Дети: Приближается праздник “Международный День Матери”.
Воспитатель: Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. У мамы самое чуткое, доброе сердце, в нем никогда не гаснет любовь к своим детям. Мамы самые ласковые и трудолюбивые. Вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах, а поэты в стихах. Во все века поэты и художники прославляли своих мам.
Воспитатель: Послушайте стихотворение А.Фета.
“Ночь тиха”
По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой,
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи –
И за Ангелами в вышних.
Славят, бога пастухи.
Ярко тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным проник.
Воспитатель: Дети, о какой матери, о каком младенце говорится в стихотворении? (Дети дают предположительные ответы.)
Воспитатель: Дети, это Мать Божья, Пресвятая Богородица, а младенец Иисус Христос. Обращается внимание детей на репродукции: “Богоматерь Владимирская” икона, “Поклонение пастухов” Корреджо, “Святое семейство” Рембрандт.
Воспитатель: Дети, это самая Великая Матерь – Дева Мария. Она родила Спасителя мира – Иисуса Христа. Посмотрите, какая она добрая, скромная, чистая, ласковая, красивая. Послушайте рассказ о матери Иисуса Христа: “Жили на белом свете два пожилых человека – муж и жена. Звали их Анна и Иоаким. Жили они праведно, но детей у них не было. Они много молились, пообещав богу, что если у них родится ребенок, отдать его на служение богу. И вот родилась долгожданная Дочь, плод многолетних молитв. И назвали ее Мария. Когда Марии исполнилось три года, родители отдали ее в Иерусалимский храм, где она воспитывалась, пока не выросла. Однажды, когда она хлопотала по дому, ее комнату озарил яркий свет. И в этом свете она увидела Ангела. Он принес ей радостную весть. Он известил, что у Марии родится сын, и он будет сын Бога. И вот родился Сын Божий – Иисус Христос. И день этот называется “Рождество Христово”.
Воспитатель: А теперь посмотрите на репродукцию иконы Казанской Божьей Матери.
(Показ репродукции иконы.)
Здесь изображен образ Богородицы, окруженный ореолом святости, как и образ младенца Иисуса Христа.
Воспитатель: – Какое лицо у матери Иисуса Христа? (Предположительные ответы детей.)
Воспитатель: – Когда Мария родила Иисуса Христа, ее стали называть Богородицей, т.е. родившей Бога. Посмотрите, как нежно обнимает она своего сына. Она его защищает от тех невзгод и испытаний, которые выпадут на долю Иисуса Христа. Она ведь родила Спасителя людей.
Воспитатель: А вот другая репродукция картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна”, посмотрите на образ Мадонны. В других странах Мать Божья называется – Мадонна. Мария, мать Иисуса, двигается по белоснежным облакам, в ее широко открытых глазах видна и материнская любовь, и смирение, и глубокое переживание за судьбу любимого сына. Она предчувствовала, что на долю ее сына выпадут испытания, гонения и своей любовью хотела спасти его от зла. Она сопровождала своего сына в странствиях. Всегда старалась быть незаменимой, втайне радовалась успехам сына, когда он помогал людям. Ей пришлось пережить казнь сына. Она, страдала, глядя на его муки, но она знала, что это нужно для спасения людей и стойко выдержала его смерть. Но настало время ей покинуть землю. Закончив свой земной путь, Матерь Божья уснула, передав душу в руки своего Божественного сына. И взята была на небо. Православные люди верят в ее заступничество и молятся ей, просят благодати Божьей для своих детей. Воспитатель: Посмотрите на картины других прославленных художников, что общего в этих картинах?
(Просмотр репродукций картин Леонардо да Винчи “Мадонна Литта”, Рафаэль “Мадонна со щеглом”.)
Дети: Образ Божьей матери, любовь с которой написаны эти образы, восхищение.
Воспитатель: Дети, что вы можете сказать о Богородице, какая она? Что чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на иконы, картины? Предположительные ответы детей: смиренная, скромная, добрая, любящая, она – олицетворение чистоты. Испытываем чувство радости и восхищения, чувство благоговения.
Воспитатель: Ребята, о ком мы говорили на занятии? (Ответы детей.)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам стать художникам, такими, как Рафаэль. А.Рублев, Леонардо да Винчи, и нарисовать по выбору портреты Богородицы, портрет своей мамы.
Рисование портретов. Во время рисования звучит музыка “Мама – первое слово”.
Приложение. Репродукции.
Литература:
- “Русская иконопись” (энциклопедия), М., “Белый город”, 2006. “Шедевры русской живописи” (энциклопедия мирового искусства), М., “Белый город”. 2006.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. “Мир праздников для дошкольников” М., 2006.
- Некрылова А. “Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома” С.– Пб., Азбука-классика, 2007.