Образовательная деятельность «художественное творчество»
Цели:
- Дать представление о натюрморте как жанре изобразительного искусства, о многообразии графического изображения кувшинов разной формы. Обращать внимание на форму и строение. Находить сходство и различие между ними (умение видеть). Познакомить с образцами геометрического и растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих сосуды.
- Побуждать детей составлять узоры из знакомых им геометрических форм (круг, треугольник, квадрат и т. п.) и линий (прямая, ломаная), из растительных элементов (лист, стебель, цветок и т. п). Создавать эскиз натюрморта по представлению восковыми мелками и красками, используя графические средства выразительности: линию, пятно, штрих.
«социализация»
Цель:
- Развивать стремление детей быть оригинальными в создании формы сказочного сосуда, умение сравнивать форму сосуда с природными образами (бутон цветка, формы груши и т.д.). Побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного. Обратить внимание на выразительные свойства формата (вертикальный формат – высокий сосуд, стремление вверх; горизонтальный формат – широкий, приземистый сосуд, движение вширь; квадратный формат – округлый сосуд, движение по кругу и т. п.)
«коммуникация»
Цели:
- Вызвать у детей чувство восхищения красотой и многообразием форм сосудов, созданных художниками в разные времена. На основе анализа произведений изобразительного искусства (натюрмортов), детских рисунков вызвать интерес к изображению натюрморта со сказочным сосудом; способствовать тому, чтобы через форму сосуда дети передали свое отношение к его хозяину (сосуд для тонкого Джинна имеет вытянутую утонченную форму, для толстого Джинна – приземистую, округлую и т. п.)
- Воспитывать интерес и любовь к художественной живописи.
Материалы: бумага (формат альбомного листа или квадрат), краски, восковые мелки.
Оборудование: компьютер, презентация.
Ход занятия
Почтальон приносит конверт, в нем дети обнаружили диск. Воспитатель предлагает посмотреть что там. Воспитатель включает компьютер.
1 слайд:
Название «Путешествие в мир волшебных сосудов»
2 слайд:
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был художник, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать.
3 слайд:
Так и на этот раз решил отправиться художник в далекие края, мир посмотреть да себя показать.
4 слайд:
Долго ли, коротко ли шел художник, вдруг увидел на дороге необычный керамический сосуд. Сосуд был грязный, но имел очень красивую форму. Художник поднял его и решил очистить от грязи и пыли. Потер его несколько раз и вдруг из него вылетел Джинн. Художник от неожиданности уронил кувшин, он упал и разбился.
5 слайд:
– Где же я теперь буду жить? – опечалено спросил Джинн.
– Пойдем со мной, – ответил художник, – и купим тебе новый дом – кувшин.
6 слайд:
Долго ли, коротко ли шли они, наконец, пришли на рынок,
7 слайд:
сосудов там было видимо- невидимо.
(воспитатель обращает внимание на «древнегреческие вазы» и «Восточные сосуды»).
8 слайд:
Дорогой друг помоги джину выбрать новый дом. (кликнуть мышкой на древнегреческие вазы).
9 слайд:
Звучит таинственная восточная музыка. Под звуки музыки дети рассматривают репродукции картин художников, на которых изображены красивые древнегреческие вазы различных форм.
10 слайд:
Воспитатель предлагает рассмотреть восточные сосуды. (кликнуть мышкой на восточные сосуды).
11 слайд:
Звучит таинственная восточная музыка. Под звуки музыки дети рассматривают репродукции картин художников, на которых изображены красивые восточные сосуды различных форм.
12 слайд, 13 слайд:
Воспитатель предлагает подумать и сказать какой бы сосуд выбрал Джинн для себя и почему именно этот.
На какую природную форму похож кувшин: на цветок, ствол дерева, тыкву или грушу?
14 слайд:
Какому Джинну, в каком сосуде будет удобно жить?
15 слайд:
Выставка натюрмортов.
Воспитатель обращает внимание детей, что в натюрморте важно , чтобы все предметы зависели друг от друга и были объединены в одну целую композицию.
Просмотр натюрмортов. Затем воспитатель предлагает нарисовать красивый дом для своего джина. Во время практической работы воспитатель нацеливает детей на то , чтобы каждый юный художник сочинил свою форму сосуда для Джинна и украсил его простым геометрическим или растительным орнаментом. После того как волшебный сосуд – главный предмет (кувшин, лампа, ваза) – у детей нарисован и украшен, педагог предлагает подумать и изобразить, где стоит кувшин (на полу, на столе, на красивой скатерти), что его окружает (шторы, окно, ковры, обои).
Организовать мини-выставку.
16 слайд:
Воспитатель предлагает ребятам ответить при анализе своих работ на вопросы:
– Какой самый нарядный сосуд?
– На каком сосуде меньше всех украшений?
– Какая форма сосуда самая необыкновенная и оригинальная? (показаны рисунки детей).
Джинн доволен рисунками, все сосуды ему понравились, воспитатель благодарит ребят за работу.