Цель: обогащать сознание учащихся знаниями о природе, обществе, человеке; воспитывать любовь и уважение к животным; научить обращаться со своими питомцами.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, детские рисунки на тему “Моя любимая Мурка”, наклейки с изображением кошек для победителей, календарики.
Ход мероприятия
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Учитель. О ком сегодня пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку. (Слайд 1)
На экране появляется текст загадки:
“Мягкие лапки, а в лапках царапки”.
Ученики. Это кошка.
Учитель. А теперь правильный ответ. (Слайд 2)
2. Сообщение темы классного часа и организация выставки детских рисунков “Моя любимая Мурка”.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас пойдет речь о любимых многими домашних животных – кошках. Поднимите руку те, у кого дома они есть. Итак, у многих из вас дома живут эти милые пушистые зверьки. Расскажите, как зовут вашего кота или кошку. Что умеет делать ваша кошка, что она любит.
(Ребята представляют рисунки со своими питомцами, называют их по имени. В подарок получают календарики.)
3. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ (презентация по теме с использованием мультимедийной установки)
Учитель. Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остается существом таинственным. В разные времена к ней относились по-разному.
(Слайд 3) В Древнем Египте кошку боготворили. Человека, убившего кошку, тоже убивали. А если кошка умирала сама, ее хоронили, осыпая ее сухими мышками. И чтобы любимица хорошо себя чувствовала и не скучала, в гроб клали игрушки. Верили, что она живет в потустороннем мире.
(Слайд 4) В Европе кошку преследовали – думали, что в нее вселяется дьявол и она приносит в дом несчастье. Особенно не везло черным котам: полагали, что они источники всех бед. Их безжалостно изгоняли из домов и уничтожали.
(Слайд 5) На Руси кошку защищала церковь. Она стоила столько же, сколько бык. О ней слагали множество сказок и примет.
По поведению кошки предсказывали погоду и ближайшие события в семье.
(Слайд 6) Говорили: кошка умывается – гостей намывает.
(Слайд 7) Кошка хозяйке проходу не дает – к обнове.
(Слайд 8) Кошка спит, спрятав нос – к морозу.
На самом деле кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.
Какими именно? (Слайд 9) У нее очень тонкий, но весьма своеобразный слух. Она слышит малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. Но в то же время кошка может не обратить внимания, например, на громкую музыку, которая раздается у нее под ухом.
(Слайды 10-12) Кошка очень чистоплотна, и часто умывается. А знаете почему? Все кошки – и домашние, и дикие – охотники. Они постоянно вылизывают не столько грязь, сколько собственный запах. Ведь охотятся они из засады. А если добыча по запаху почувствует опасность, то можно остаться голодным. Если же повезло, то охота удалась.
(Слайды 13-15) У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машины. И действительно – у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные, и смотрят они в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета. Она спокойно ходит в темноте. Помогают ей в этом длинные жесткие волоски, которые мы называем усами. С помощью усов кошка ощущает предметы, которых она касается. Это очень важно при перемещении кошки в узких пространствах и в темноте.
(Слайды 16-17) Ходят кошки бесшумно и ловко лазают. Когти прячут в мягкие подушечки лап. Но по-прежнему в жизни кошки есть много тайного.
Я поведала вам лишь о некоторых особенностях жизни этих таинственных существ. Много интересного нас ждет впереди.
А что вы можете добавить о жизни кошек? (Дети читают заранее подготовленные стихи.)
Ученики.
Кошка первой входит в дом
И живет подолгу в нем.
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.
Исчезает далеко,
А когда придет обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьет сырое молоко.
И погладить разрешает,
И работать не мешает,
Половицей не скрипит,
(Слайд 18)
А ложится на подушку,
Что-то нежное на ушко
Скажет шепотом и спит…
Учитель. Действительно, большую часть времени кошки могут отдыхать. Взрослые коты и кошки спят примерно 16 часов в сутки.
Ученики. (Слайды 19-21)
Кошка бегает с азартом
За катушкою полдня.
А сама в родстве с гепардом,
Льву могучему родня!
Тем, кто с кошкой добр и мягок,
Может кошка другом стать.
Но обидчику, однако,
Может кошка сдачи дать!
В. Приходько
Учитель. Что правда, то правда: кошка – свободолюбивое животное. Ее не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. А если она захочет, чтобы вы ее погладили, приласкали, она придет к вам сама, поверьте!
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Утром кошечка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре и на пять – стала спинку выгибать.
5. ВИКТОРИНА “КОШКИ – КИНОЗВЕЗДЫ” (Слайды 22-28)
Учитель. В наши дни кошки бытуют не только в сказках и легендах, песнях и пословицах. Они становятся известными кинозвездами. Угадайте, о каких котах идет речь.
- Он кот – звезда экрана.
Практичен, мудр и деловит.
Сельскохозяйственными планами
На всю Россию знаменит. (Кот Матроскин) - Этот кот – герой американского мультсериала. (Том)
- Его любимая фраза: “Ребята, давайте жить дружно” (Кот Леопольд)
- Какой кот постоянно носил темные очки? (Кот Базилио)
- А этот кот достался в наследство и помог
- Он стал “живой шляпой” и был обстрелян картошкой. (Кот Васька)
(Всем, кто ответил правильно на вопросы викторины – наклейки с мультипликационными героями)
6. КОНКУРС “КОШАЧИЙ КОНЦЕРТ” (Слайд 29)
Учитель. Кошек – кинозвезд вы знаете. Вы это сейчас хорошо доказали. А знаете ли вы, что кошки умеют говорить. Конечно, у них свой, не всегда доступный нам язык. Но мы попробуем его освоить. Вам необходимо промяукать или промурлыкать мелодии известных детских песен: “Чунга - чанга”, “Антошка” (по выбору).
(Участникам конкурса – наклейки с изображением кошек)
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВУчитель. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых особенностях жизни этих таинственных существ. Что интересного вы узнали о своих питомцах? (Ответы детей) Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем! Ведь это не забавная игрушка, а живое существо, которому вы становитесь защитником на долгие годы.
Ученик. (Слайд 30)
Все мяукал котенок
Во дворе под кустом,
Все хотелось котенку,
Что б позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист –
Показалось котенку,
Что позвали: “кис-кис”.
Замирая от счастья,
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
Г. Мельникова
Учитель. Это грустное стихотворение. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой.
(Звучит песенка кота Леопольда о дружбе, исполняемая всеми детьми.)
РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ
У моей бабушки есть кот. Его зовут Маркиз. Он черного цвета с белым воротником и белыми лапками. Мы с братом часто приезжаем к бабушке в гости и играем с маркизом. Маркиз любит играть с бабушкиной собакой. Они – большие друзья. Когда Маркиз ест рыбку, то оставляет хвостик своему другу.
У нас дома живет Филя. Это наш белый пушистый кот. Филя очень вежливый. Всегда первым встречает гостей. Филя с удовольствием катает лапой клубок шерсти по полу.
У меня дома нет животных. Но у бабушки живет кошка по кличке Дашка. Когда я приезжаю к бабушке, всегда играю с Дашкой. Но чаще мне нравится гладить ее. И когда я это делаю, Дашка громко мурлычет от удовольствия.
Моего кота зовут Федя. Я его люблю за то, что он красивый и очень ласковый. Но Федя также ленив. Почти весь день ест и спит. Федя совершает ежедневные прогулки по балкону. А летом бегает по зеленой шелковистой травке.
А мой кот рыжий. Поэтому и кличка у него Рыжик. Рыжик обожает лежать на коврике у входной двери. А по вечерам Рыжик любит погонять воздушный шарик по квартире. И я с удовольствием с ним играю.
У моей кошки шерсть белая как только что выпавший снег. Её зовут Алиса. За Алисой я ухаживаю сама: чищу разноцветный коврик, на котором она отдыхает. Меняю воду и вовремя кормлю её. А Алиса благодарит меня за это. Прыгнет мне на колени и мурлычет.