Учитель иностранного языка, заинтересованный в улучшении качества преподавания своего предмета, находится в постоянном поиске форм и методов, которые позволили бы ему решить эту задачу.
Опыт работы в школе позволяет сделать вывод о том, что одним из резервов интенсификации обучения иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы. Именно внеурочная деятельность в единстве с обязательным курсом создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных и развивающих целей обучения. Она позволяет расширить сферу применения навыков и умений, приобретённых в обязательном курсе, расширяет языковую среду. Если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения в школе, то она успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке учебного процесса создаются условия для применения приобретённых знаний, навыков и умений, что, в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. Методически правильно организованная внеурочная работа по иностранному языку способствует также всестороннему развитию личности учащегося.
При проведении внеклассного мероприятия особое внимание следует уделить не только содержанию, но и его оформлению. Важно привлекать иллюстративный материал, соответствующее музыкальное сопровождение, красочные костюмы.
Замечено, что авторитет предмета, престиж иностранного языка находится в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе. В тех школах, где она проводится ярко и результативно, высок престиж иностранного языка и, соответственно, авторитет учителя.
Примером итогового мероприятия за учебный год может стать финальный концерт «Времена года», который прошёл в гимназии № 18 города Нижний Тагил. Цель данного мероприятия – создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес учащихся к изучению иностранных языков.
В подготовке концерта приняли участие учащиеся со второго по восьмой класс, изучающие английский и французский языки. Ученики второго класса с удовольствием спели шуточную французскую песенку про ослика “Mon âne”, а учащиеся третьего класса прочитали стихотворение “Printemps” на французском языке и исполнили песню “What is your name?” на английском. Ученики четвёртых классов пели песни на двух языках “Sur ma balançoire” и “The more we are together”, а ученица пятого класса читала стихотворение о зоопарке. Песни “Lolita” и “Last Christmas” в исполнении учениц седьмого и восьмого классов заслужили бурные аплодисменты зрителей. И весёлым завершением концерта послужила музыкальная инсценировка на французском языке “La fête de Babette” в исполнении шестиклассников.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Hello, friends! I’m very glad to see you. My name is Layla.
Ведущий 2: Salut, mes amis! Je m’appelle Yakov. Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие и окажемся на необычной земле, где все жители говорят на двух языках.
Ведущий 1: А какие это языки вы, конечно, догадались. Правильно, это – English and French! Français et anglais! Английский и французский.
Ведущий 2:
О ней я узнал вчера, когда
Étoile – звезда зажглась на небе
Высоко и Млечный Путь
Мне шепнул: «Иди за мною,
Через холм, ведь там живут
Сказки – contes, королевы-
Reines, принцессы, чудеса,
Ведущий 1:
King – король, жар-птицы в скверах
Лист, а на листе – роса,
Fog – туман, и трель свирели,
И пастушки на лугу,
Лодка – boat уплывает
На рассвета полосу.
Ведущий 2: Ребята, вы хотите увидеть эту необычную землю?
Ведущий 1: Тогда начинаем наше путешествие! И к нам спешит один из жителей волшебной страны, чтобы поприветствовать нас! Встречайте Миронова Мишу, ученика 4 класса с песней «Hello!»
Ведущий 1: А сейчас мы познакомим вас с четырьмя принцессами. И первая принцесса уже торопится сюда. Звучит музыка. Появляется принцесса Зима: Hello, fiends! Glad to see you! My name is Winter. I have three sons. Who are they? Try to guess.
Ведущий 1: Зима просит вас назвать имена её трёх сыновей.
Дети: December, January, February.
Winter: I like white colour. Какого цвета снег?
Дети: White! Blanc!
Winter:
A lot of snow – много снега,
Очень много на дворе.
Покатаемся на санках!
Вот веселье детворе!
Ведущий 1:
Play snowballs – играть в снежки
Морозной, чудною порой.
Ах, Winter – зимушка – зима,
Как детям весело с тобой.
И sledge – кататься на санях
С крутой горы, сугробы, ёлки,
Лес, то есть forest, белым стал,
Всё: ветви, шишки, ствол, иголки…
Ведущий 2: Но зима – это не только веселье и забавы, иногда бывает холодно и неуютно. Бр-р-р! Можно простудиться и заболеть. В песенке про ослика «Mon âne» ребята из 2Д класса откроют вам секрет, что сделать, чтобы этого не случилось.
Ведущий 1: Все мы знаем, что зимой есть чудесные праздники. Какие? Как они называются?
Дети: Новый год, Рождество!
Ведущий 2: А по-английски и по-французски?
Дети: New Year! Christmas! Nouvel An! Noël!
Winter: Правильно! Зимой мы встречаем Новый год и Рождество! И с нетерпением ждём кого?
Дети: Деда Мороза! Santa Claus! Père Noël!
Winter: Молодцы! Порадовали вы меня! А теперь в благодарность за ваш тёплый приём я хочу спеть для вас песню.
Звучит песня «Last Christmas».
Рисунок 1. Федорина Елизавета исполняет песню "Last Christmas"
Winter: Ой! Что-то солнышко стало припекать. Пора мне уходить. Goodbay!
Дети: Goodbay!
Звучит музыка и Зима уходит.
Ведущий 1:
Try to guess, ты догадайся,
Что за месяц на дворе:
С крыш сосульки тают быстро,
Солнце Sun смеётся, шутит,
Cloud облако бежит
Принесёт нам завтра дождик
Rain, и лужи puddles вмиг
Образуются и тротуары
Станут серы, то есть grey.
Не промокните, ребята!
Открывайте зонт скорей!
И по лужам да вприпрыжку
И по лужам да вприпрыжку
Радуется детвора.
Spring весна идёт к нам с юга,
До свидания, зима!
Ведущий 2:
Les journées deviennent plus longues
Дни становятся длиннее.
Ах, Printemps весна, viens vite!
Иди ко мне капелью звонкой,
Ночной прохладой, синевой,
Подснежником, смешным зайчонком,
Туманом, майской грозой.
Звучит музыка и появляется принцесса Весна Printemps.
Printemps: Bonjour, mes amis! Je m’appelle Printemps. J’ai trois fils. Comment s’appellent-ils? Здравствуйте, ребята! Меня зовут Весна, у меня есть три сына, как их зовут? Сейчас я буду называть их имена и если это весенний месяц вы должны три раза хлопнуть в ладоши. Итак, начали: septembre, mai, juin, fevrier, avril, juillet, mars. Bien! Très bien! Справились с заданием.
Ведущий 1: Очень часто поэты и художники сравнивают весну с очаровательной шаловливой девчонкой. В подарок нашей гостье звучит популярная песня на французском языке «Lolita» в исполнении Касимовой Елены из 7Д класса.
Рисунок 2. Касимова Елена исполняет песню "Lolita"
Printemps: Ребята, недавно я услышала, как одна маленькая девочка говорила своей подруге:
Je vais courir, я побегу
За подснежником красивым,
На опушке я найду,
За пригорком, у обрыва.
Это же привет весны,
А она не за горами,
Стоит руку протянуть –
И почувствуешь дыханье.
Я подснежник подарю
Мa chère mère – мамочке любимой
И скажу, que je t’aime
Я люблю тебя так сильно!
Ведущий 1: Как вы думаете, к какому празднику готовится девочка?
Дети: 8 Марта!
Printemps: Правильно! А вы любите своих мам?
Ведущий 1: О том, как сильно любят своих мам, расскажут ученики 3В класса Разгон Полина и Николаев Данил.
Звучит стихотворение о маме на французском языке.
Printemps: А солнышко le soleil всё припекает и припекает. Становится жарко. Au revoir!
Дети: Au revoir!
Звучит музыка. Весна уходит.
Ведущий 2:
Les rivières – реки, mer – море,
Цвета bleu гладь широка.
Побережье, пляжи, солнце,
Et l’été вот красота!
Ведущий 1: Ребята, вы, конечно же, поняли, что сейчас к нам в гости придёт принцесса Лето Summer!
Звучит музыка. Выходит Лето.
Summer: А вот и я! Hello, friends! I’m glad to see you!
Ведущий 2: Я знаю, что вы все очень сильно любите лето. А за что вы его так любите?
Дети: Каникулы!
Summer: Конечно, каникулы! Я приношу с собой самые долгие и самые долгожданные каникулы. Это весёлая пора. Это время путешествий и знакомств с новыми людьми. Многие из вас во время каникул путешествуют, и, не только по нашей стране, но и в другие страны. Не так ли?
Ведущий 1: А путешествуя в другие страны важно знать иностранные языки, чтобы общаться с жителями этих стран.
Ведущий 2: Начало любого общения – это знакомство. Послушайте, как это можно сделать. Встречайте учеников 3В класса с песенкой-знакомством «What is your name?»
Ведущий 1: Летом у нас больше свободного времени, и мы можем пойти в кино, цирк или зоопарк. Кстати, ребята, вы любите ходить в зоопарк?
Дети: Да, любим!
Summer: А вот я не очень люблю зоопарки. Там звери в клетках. Мне их жутко жалко!
Ведущий 2: Многим ребятам это тоже не нравится, и они мечтают о таких зоопарках, где звери будут жить в гораздо лучших условиях, чем сейчас. Ученица 5Г класса Павелина Катя расскажет о своей мечте организовать подобный зоопарк.
Звучит стихотворение на английском языке.
Рисунок 3. Павелина Екатерина читает стихотворение "Zoo"
Summer: Great! Здорово! Вот такой zoo мне нравится! А ещё мне нравятся парки с их качелями и каруселями.
Ведущий 1: А мы знали это и приготовили в подарок песню о качелях «Sur ma balançoire» в исполнении четвероклассниц.
Summer: Вот пришёл и мой черёд прощаться с вами.
Дети: Goodbye!
Звучит музыка. Лето уходит.
Ведущий 1: А к нам спешит четвёртая принцесса.
Звучит музыка, появляется Осень Automne.
Automne:
Sur les arbres, на деревьях
Осеннею порой
Листья цвет меняют,
Не спеши, постой!
Посмотри, как листья,
По-французски feuilles
Водят хороводы
И на землю, вниз
Опадают медленно,
Плавно, не спеша.
Ведущие вместе:
Осень autonme, милая,
Как ты хороша!
Automne: Salut, mes amis!
Дети: Salut! Hello!
Ведущий 2: А для школьников наступает время идти в школу.
Automne: Как мне нравятся нарядные девчонки и мальчишки с новенькими портфельчиками и огромными букетами для любимых учителей!
Ведущий 1: Ребята рады снова увидеть своих школьных друзей и вместе петь, танцевать и, конечно, учиться. Встречайте учеников 4В класса с песней «The more we are together»
Рисунок 4. Ученики 4В класса исполняют песню "The more we are together"
Ведущий 2:
Air – воздух, earth – земля
Leaves, а иначе листья, осень…
Autumn забрела
В королевство статных сосен.
Стаи птиц, иначе birds,
Улетающие к югу,
Autumn в танце закружит,
Приведёт свою подругу.
Ведущий 1:
Да, подругу, зиму Winter:
Шаль заснеженных полей,
След зайчонка, скрежет ставен,
Скрип саней, пургу, метель…
Звучит музыка. На сцену выходит принцесса Зима, за ней Весна и Лето.
Рисунок 5. На сцене ведущие и четыре принцессы
Ведущий 1: Ой, я никогда не видел, чтобы Зима, Весна, Лето и Осень все вместе встречались.
Ведущий 2: Ты забыл, что находишься на необычной земле. И здесь всякое возможно.
Ведущий 1: Ну и ну! Вот чудеса! А скажите-ка, ребята, какой праздник мы празднуем в любое время года?
Дети: День рождения!
Принцессы: Правильно!
Ведущий 1: Ученики 6Г класса и мы приглашаем всех наших принцесс и вас, ребята, на день рождения Бабетты!
Музыкальная сценка «День рождения Бабетты».
Рисунок 6. Ученики 6Г класса исполняют сценку "La fete de Babette"
Ведущий 1: Ребята, понравилось ли вам в нашей волшебной стране?
Ведущий 2: Нам тоже было приятно с вами познакомиться. Но пришло время расставаться. До свидания, до новых встреч в сказочной стране.